«Приходили женщины, искали вторых жен своим мужьям»: казахстанка о жизни в Сирии
К беседе с журналистом NUR.KZ девушка по имени Аиша (имя изменено — прим. ред.) готовилась несколько дней. Тем не менее, она согласилась рассказать о том, какова реальность того мира, куда так стремятся затуманенные ложью люди.
Наша героиня пробыла несколько лет в Сирии, сейчас вернулась домой, в родной Шымкент. Вместе с ней прибыли в Казахстан десятки женщин и детей, спецоперация под кодовым названием «Жусан» дала положительные результаты.
Побеседовать с Аишой мы решили там, где никто не мог помешать. Покрытая хиджабом девушка, смущаясь, на время разговора отключила телефон.
Аише 28 лет, она воспитывает двоих детей. Женщина попросила не фотографировать ее, а также не писать ее настоящего имени. Она ухала в Сирию в 22 года.
«Я не хочу, чтобы показывали мои фото и писали мои данные. Я хочу через вас обратиться к тем, кто еще верит в то, что там хорошая и праведная жизнь. Это далеко не так», — говорит Аиша.
Вся эта страшная сирийская история началась в 2013 году, когда молодая девушка вышла замуж и уехала в Египет учиться вместе с мужем.
«Я познакомилась с будущим мужем в Шымкенте, он был очень религиозным и исповедовал, как он сам говорил, чистый ислам. Только потом я узнала, что он был салафитом. Мы несколько раз встретились, а затем решили пожениться. Официальной свадьбы не было, просто провели никях.
После чего поехали учиться в Египет. Муж сначала не показывал, что он готовится воевать, а потом уже напрямую мне заявил. Сказал, что мы поедем туда, откуда выбраться практически невозможно. Я до сих пор не могу поверить, что я дома, и это все закончилось», — рассказывает Аиша.
Смерть не заставила себя долго ждать
Вспоминая своего мужа, девушка начинает плакать, после — долго молчит. Муж Аиши был убит, он был в числе тех, кто считал правильным умереть в «священной войне», но вся святость оказалась только на словах.
«Он был хорошим мужем и отцом. Он бы отдал все, чтобы мы были счастливы, но в тот момент разум был затуманен, как у него, так и у меня. Он уехал в Сирию первый, сказал, что меня заберут позже. Я поехала сначала в Турцию, потом нас встретили арабы.
После чего мы ехали куда-то на автобусе, потом шли пешком, я так поняла, что переходили границу. Затем нас привезли в Алеппо, там мы и остались жить в небольшом ауле. Я была беременна, было очень трудно, есть было нечего. Муж часто отсутствовал, он охранял территорию, но в один день его не стало. Это страшно — вокруг взрывы, бомбы, смерть», — говорит Аиша.
Из рассказа девушки стало известно, что ее супруг погиб в 24 года. Ей показали его тело, она увидела пулевое ранение, но, где он похоронен, женщина не знает. Позже ей продемонстрировали только видео с кадрами похорон ее мужа.
«Я в последнее время задаю себе много вопросов. Почему мы столько терпели эти страдания, этот ужас и голод, столько погибших? Как мы могли поддаться этому влиянию? Почему я не отговорила своего мужа остаться дома?
В тот день мне позвонили и сказали, чтобы я готовилась — везут мужа. Я поняла сразу, что он погиб. Я была в шоке. Мой муж, в принципе, всегда готовил меня к этому, говорил, что в один день может не вернуться. Я думала, что нас это не коснется, но нет. После его гибели начались самые страшные испытания», — рассказывает девушка.
Вторая жена
Сейчас Аиша живет в Шымкенте, она занимается любимым делом — работает кондитером, воспитывает двоих детей, которые уже ходят в школу. После смерти супруга девушка даже думать не хотела о повторном замужестве.
«Мы переехали в Ракку, где было вообще опасно и страшно выходить из дома, так как стреляли вокруг. Боевики или кто они были, я не знаю, нам давали по 50 долларов на ребенка и по 100 долларов на взрослого. Этого не хватало. Мы жили в квартире, где были такие же вдовы, как и я. К нам регулярно приходили женщины, чтобы выбрать для своих мужей вторых жен.
Я и думать не хотела, что выйду замуж второй раз. Нам эти женщины помогали, приносили продукты и одежду. Однажды ко мне обратилась одна их них, предложила стать второй женой для ее мужа. Я долго не соглашалась, потом встретились, подумала, а что мне дальше делать — домой вернуться не могу, боялась, что меня там ждет. Вот и вышла замуж второй раз», — рассказывает женщина.
Второе замужество Аишы пришлось на момент, когда она ждала второго ребенка от погибшего супруга.
Как рассказывает казахстанка, после «свадьбы» она жила отдельно. В доме другой семьи, муж приходил, когда мог. На вопрос, почему мужчина позволил жене жить в отдельной семье, где живет чужой мужчина, она никак ответить не смогла.
«Я жила в полноценной семье, только чужой. Они мне помогали, а мой муж приходил, когда получалось. Он тоже помогал, но чаще всего его не было, он же воевал. Да и не жизнь это была. Сейчас поражаюсь тому, как я так могла. Этот кошмар будет преследовать меня всегда.
Вы знаете, я поняла одно. Верить сейчас никому нельзя. Искать достоверную информацию, особенно по религиозному вопросу — тоже, ты просто можешь ошибаться. И твоя судьба решена. Не то, что могут посадить, я говорю про то, что человек может стать заложником чьих-то целей, которые явно не поддерживают религию», — поделилась своими мыслями собеседница.
Аиша на протяжении долгих лет, проведенных в Сирии, всего несколько раз связывалась с родными, больше такой возможности у нее не было. Девушка признается, что и не старалась звонить.
Жили переселенцы из Казахстана в нескольких частях. У каждой нации был свой предводитель, проще говоря, главный на селе.
Сирия или Казахстан
На вопрос, не было ли желания покинуть этот кошмар в Сирии, девушка отвечает уверенно.
«Было. Я понимала, что это уже конец. Однако было страшно даже не то, что тебя посадят в Казахстане, а переходить через границу. Нам рассказывали, что там насилуют, что, если мы вернемся, нам не выжить. Элементарно боялись», — говорит Аиша.
Так женщина вместе с двумя детьми прожила несколько лет в эпицентре страшных событий. О том, что стала второй женой, как жила с мужем, говорить много не хочет.
«Мы с первой женой не виделись, не приходилось. Второй муж тоже был казахом. Его убили. Что потом стало с той семьей, я не знаю. В памяти все таится, а в душе гул и боль. Я не хочу так больше. Я не желаю такого никому», — говорит девушка.
Позже, посовещавшись, женщины решили уехать, но только не умирать. Терять уже было нечего, но сохранить жизнь детям и себе хотелось всем.
На грузовике рано утром беженцы выехали из Сирии. Прибыв в лагерь, они пробыли там несколько месяцев. После чего представители каждой страны начали забирать своих граждан.
«Я боялась того, как примут меня дома, как на меня будет смотреть общество. Теперь я спокойна. Когда нас забирали на самолете, я плакала. Не от грусти, а от того, что я отдала свои годы этому ужасу. Я потеряла любимого человека, я не исправила его. Да, это судьба. Тут уже ничего не поделаешь», — делится Аиша.
Операция под кодовым названием «Жусан» завершилась успешно. Женщин и детей забрали из горячих точек, привезли туда, где не слышны выстрелы, где народ живет мирной жизнью.
«Я сходила с самолета и подумала, как я могла променять все это на ужасы войны»,- отмечает наша героиня.
Девушка обратилась к казахстанцам.
«Я призываю всех — берегите свой разум. Будьте осторожны, смотрите и следите за своими родными и близкими, примеры страшных судеб уже есть, одна из них — моя. Слава Аллаху, мои дети живы, они сейчас не существуют, как там, они живут. Берегите себя, дорогие казахстанцы», — говорит со слезами на глазах Аиша.
После беседы она включает телефон, на который уже пришли десятки сообщений. Кто-то шлет картинки, кто-то приглашает в гости, дети признаются маме в любви.
Женщина, улыбаясь, пытается ответить всем. У нее кипит жизнь, она спешит везде успеть.
По рассказам Аиши, в горячих точках много обманутых ложной идеологией людей. Среди них разные нации.
Спустя годы у многих просыпается реальное мышление, вместе с ним и желание покинуть эти места. Однако для многих из них это только мечта и желание, которые они загадывают каждый день.