«По ночам они зовут матерей» — как вывезенные из Ирака дети адаптируются в Казахстане

До этого они находились в иракской тюрьме со своими матерями, отбывающими наказание за причастность к террористической деятельности.
Корреспондент BaigeNews.kz посмотрел, как возвращенных из Ирака 14 казахстанских детей социализируют на родине.

27 ноября борт с нашими маленькими соотечественниками приземлился в аэропорту. Дети, которые находились в иракской тюрьме вместе со своими родительницами, приговоренными к пожизненному заключению за участие в террористической деятельности, были возвращены на родину по поручению Касым-Жомарта Токаева без матерей. В спецоперации были задействованы сотрудники министерства иностранных дел, министерства образования и науки, а также уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин.

Забрать малышей из Ирака просили их родственники, большинство из которых никогда не видели их вживую. После эвакуации началась повторная процедура установления степени родства для возвращения в семью, а пока их разместили в Центре поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации города Нур-Султан. Здесь малыши проходят социализацию, реабилитацию, с ними работают психологи, а за покоем и безопасностью следят полицейские.

Детей осмотрели врачи. Выяснилось, что один ребенок заболел скарлатиной, сейчас он получает лечение в медицинском учреждении. Поэтому в центре объявили карантин.

Дети приехали в Казахстан семьями, это братья и сестры, кроме двух малышей.

«Если в самом начале дети плакали, держались за руки, то сегодня они веселые, громко разговаривают, кричат, где-то даже дерутся по-доброму», — рассказала советник министра образования и науки Раиса Шер.

К каждому ребенку прикреплен воспитатель, который с ним играет и помогает адаптироваться в нынешних условиях.

В ближайшие дни детей вернут родственникам, которые живут на территории Казахстана. Это жители Актау, Уральска, Алматы, Алматинской и Туркестанской областей. Чтобы уточнить степень их родства, проводились геномные экспертизы.

«Но есть одна семья, мы этого не скрываем, четверо детей, от которых отказались родственники. В силу бытовых каких-то условий, может, или других, они не готовы к приему детей. Поэтому мы сегодня планируем передать детей или же в приемную семью, или же учреждение, где дети будут воспитываться по типу семьи», — сообщила Раиса Шер.

Ранее заявлялось, что среди возвращённых детей есть круглый сирота. Сегодня представители Министерства иностранных дел дополнительно сообщили, что у ребенка нашлась бабушка.

Директор центра Бибигуль Такисова говорит, что поначалу дети были напуганы, но сегодня чувствуют себя хорошо и иногда вспоминают своих матерей, которые были приговорены к пожизненному заключению в Ираке:

«Маленькие детки цеплялись за своих старших сестер и братьев. Сейчас они обнимают, целуют воспитателей. Днем, когда они играют, может быть, забывают (своих матерей — прим.ред.). Но когда ложатся, все равно вспоминают матерей. Есть детки, которые говорят «ана — ана». В основном, плачут маленькие детки. Мы их просто успокаиваем «Мама скоро придет», «Мама будет», — делится женщина.

Пока в игровой комнате младшие дети играют группой и пытаются выучить стих, трехлетний малыш не отходит ни на шаг от своей няни. Он ласково называет ее «мамой» и просится на руки.

«Просто привык к нам, привязался. Поэтому, каждую из нас называет мамой. Если остальные любят играть вместе, то он предпочитает рисовать и играть один», — говорит его воспитательница.

Годовалая девочка — самая младшая из эвакуированных детей. Воспитатели хвалят малышку за смелость и говорят, что это она успокаивала старшего брата, когда тот плакал в первые дни.

Самый взрослый 13-летний мальчик рисует вместе с психологом Айбеком Кылышбеком. В первые дни к ним не подходили ближе, чем на полтора метра — это их зона комфорта, которую запрещено было пресекать.

«Если сократить расстояние, то они чувствовали себя не комфортно. Сейчас у нас нет ограничений, мы сидим вместе, играем, разговариваем. В первые дни можно было заметить, как при рисовании они предпочитали холодные оттенки. Если взять лист, то левая сторона с психологической точки зрения, означает прошлое, правая — будущее, а центр — настоящее. Они больше рисовали на левой стороне и использовали темные цвета. Мы показываем им видео, рассказываем о будущем, как они будут учиться, ходить в школу, показываем рисунки Байтерека. В зависимости от этого их рисунки тоже стали меняться», — рассказал психолог.

Сам подросток робко отвечает на вопросы, видно, что ему не совсем комфортно от внимания журналистов.

«Я помню бабушку, хочу к ней, хочу увидеть Байтерек», — говорит он, а затем долго думает над вопросом, кем хочет стать в будущем.

Детей поселили в четырех просторных комнатах. В каждой комнате есть свой санузел, игрушки и шкаф.

«Мы распределяли их по семьям — братья и сестры. У нас есть два ребенка, которые одни, их поселили в одной комнате с теми детьми, с которыми они находились там (в Ираке — прим.ред.). Потому что они все очень привязаны друг к другу», — отметила директор.

В центре очень много мягких игрушек, часть из них дети привезли сами. Но больше всего они дорожат плетеной сумкой, которую специально для них соорудили их родительницы.

Напомним, по данным МИД, сейчас в Ираке нет казахстанских детей, но все же поиски продолжаются. В случае выявления, для начала установят их гражданство, проведут геномную экспертизу, только потом вернут на родину.

Источник

Добавить комментарий

Задать вопрос
Форма заявки

Ответ на Ваш вопрос будет опубликован в разделе "специалисты отвечают" и выслан на Ваш email.
Администрация сайта гарантирует, что введенные данные(email) будут использованы только в целях уведомления Вас об ответе специалистов и ни при каких обстоятельствах не будут преданы огласке или переданы третьим лицам.
Оставьте свой контактный номер и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

  1. Ваше имя (обязательно)
  2. Email Адрес (обязательно)
  3. Ваш телефон
  4. Ваше сообщение

×