Обращение митрополита Астанайского и Казахстанского Александра по случаю 20-летия возрождения Иверско-Серафимовского монастыря
Преосвященные владыки и всечестные отцы!
Досточтимая матушка игумения Любовь с насельницами обители!
Дорогие братья и сестры!
Поздравляю всех вас с праздником Иверской иконы Пресвятой Богородицы и со знаменательной датой – 20-летием возрождения в городе Алма-Ате монастыря, посвященного древнему образу «Благой Вратарницы» и преподобному Серафиму Саровскому.
Сегодня мы молитвенно вспоминаем благодеяния православному народу, дарованные Господом через чудотворную Иверскую икону Царицы Небесной, и прославляем Бога за появление и воссоздание на земле Казахстанской необуреваемого духовного пристанища – святой Иверско-Серафимовской обители.
Духовным благом, объемлющим и совмещающим в себе прочие блага, назвал монашество святитель Афанасий Великий, а преподобный Исаак Сирин говорит о том, что монашество является откровением Царства Божия на земле и похвалой Церкви Христовой. За стенами монашеских обителей протекает особая жизнь – жизнь, посвященная Христу, проходящая в покаянии и всецелом стремлении к соблюдению Евангельских заповедей, к очищению сердца и просвещению ума. Сюда приходят те, кто откликнулся на призыв Спасителя: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свои и следуй за Мною» (Мф. 16: 24). Поэтому с древних времен и до наших дней для православного народа такое большое значение имеют святые обители – лавры, монастыри, скиты. Веками верующие люди стремились посещать монастыри как сугубо благодатные, намоленные места, в которых ощущается реальное присутствие Горнего мира и дыхание вечности. Сюда устремляется человеческое сердце, потому что здесь в уединении и молитвенной тишине можно отрешиться от повседневной суеты и излишнего информационного шума, здесь можно прочувствовать силу и пользу церковных служб, научиться смирению и искреннему исповеданию грехов.
В Алма-Ате таким местом является Иверско-Серафимовский женский монастырь, созданный 115 лет назад трудами и попечением выдающегося Туркестанского архипастыря – епископа Димитрия (Абашидзе). Владыка завершил свой жизненный путь в Киево-Печерской лавре, приняв великую схиму с именем Антоний, и в наше время был прославлен в лике святых – как священноисповедник. Открывая обитель в городе Верном, как тогда именовалась Южная столица, он писал: «Как епископ я, со своей стороны, буду всячески стараться, чтобы наша Верненская община свято исполняла возложенную на нее миссию – распространять по краю семена Христовой правды, евангельской любви, поддерживать слабых, утешать малодушных, помогать страждущим». Совсем скоро после своего учреждения монастырь расцвел и стал, как того и желал его святой основатель, значимым центром духовного просвещения и благотворительности в Семиречье. В обители несли свои труды около сотни насельниц, в монастырской школе обучались 50 девочек, еще 30 – проживали в сиротском приюте. Всякий, кто обращался к монахиням в скорбях и невзгодах, непременно получал поддержку и утешение. Однако из-за разразившейся бури безбожных гонений Иверско-Серафимовский монастырь разделил горькую судьбу большинства православных святынь, был подвергнут разрушениям и пришел в запустение. Но и в это тяжелое время Господь не оставил монастырских сестер, рассеянных недругами Православия по окрестностям Алма-Аты. Духовно наставляли монашествующих семиреченские молитвенники и подвижники – иеромонахи Серафим (Богословский) и Феогност (Пивоваров), принявшие в 1921 году мученический венец за имя Христово. Насельницы разоренной обители продолжали свои подвиги в миру, совершали труды на различных послушаниях в приходских храмах, сохраняли благочестивые традиции, тайно воспитывали в Православии новые поколения христиан, укрепляли в исповедничестве священнослужителей, сохраняли богослужебные книги и святые иконы. Некоторые из них сподобились увидеть возрождение Православия на Казахстанской земле.
После десятилетий гонений и атеистического гнета от Иверско-Серафимовского монастыря не осталось ничего, кроме воспоминаний о нем в народной памяти. Но «Бог верный, Который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его» (Втор 7:9) явил дивную милость Свою (Пс. 30:22), и обитель возродилась – вновь на святом месте затеплилась лампада иноческой молитвы, устремились к небу кресты куполов, призывно зазвучал колокольный звон. Это священное событие своими трудами подготавливал архиепископ Астанайский и Алма-Атинский Алексий (ныне – митрополит Тульский и Ефремовский) и осуществил митрополит Астанайский и Алма-Атинский Мефодий (ныне – митрополит Пермский и Кунгурский). Настоятельницей восстановленной обители по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II стала игумения Любовь (Якушкина) – духовная дочь исповедника веры митрополита Иосифа (Чернова), которая и по ныне с усердием продолжает свое благородное делание по развитию и благоукрашению этого святого места, духовно опекает сестер и послушниц, приветливо встречает прихожан и паломников. Монастырские храмы стали украшением Южной столицы Казахстана и местом пребывания великих святынь Православия – чтимых икон и ковчегов с честными мощами угодников Божиих. Здесь хранятся части мощей великомученика и целителя Пантелеимона, мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии – покровительниц Семиречья, блаженной старицы Матроны Московской, мученицы Агафии Панормской – защитницы от землетрясений и иных стихийных бедствии, преподобного Серафима Саровского и многих других почитаемых угодников Божиих. В Софийском соборе находится гробница любимого православным народом старца-святителя митрополита Иосифа (Чернова); а в Воскресенской часовне погребен первый иерарх Туркестанской епархии – приснопамятный архиепископ Софония (Сокольский), апостол Великой степи. Отрадно свидетельствовать, что сегодня под сводами монастырских храмов для участия в богослужениях собирается большое число людей, стремящихся к жизни по Евангелию, духовному совершенствованию и возрастанию «от силы в силу, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13), а сестры обители во главе с матушкой-настоятельницей продолжают традиции благочестия и благотворительности.
Особую признательность хотел бы выразить всем принимавшим участие в восстановлении порушенной святыни. О каждом внесшем свою посильную лепту в это богоугодное дело и продолжающих свое попечение о монастыре Церковь всегда будет возносить молитвы.
Заступлением Царицы Небесной, предстательством мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, молитвами преподобного Серафима Саровского, блаженной Матроны Московской и новомучеников и исповедников Казахстанских пусть и впредь укрепляется и развивается Иверско-Серафимовская обитель и да светит свет наш пред людьми, чтобы они видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного (см. Мф. 5:16).
Источник: https://mitropolia.kz/archbishop/epistles/9391-obrashchenie-mitropolita-astanajskogo-i-kazakhstanskogo-aleksandra-po-sluchayu-20-letiya-vozrozhdeniya-iversko-serafimovskogo-monastyrya.html