Наука и религия


Религию используют для вовлечения молодых людей в экстремистские группировки

Эксперты четырех стран на диалоговой площадке в Оренбурге (РФ) обсудили религиозную ситуацию в странах Центральной Азии и России. Религиозные лидеры, управленцы и ученые Казахстана, России, Кыргызстана и Таджикистана наметили пути международного сотрудничества в борьбе с идеологией и практиками экстремизма на основе общих гуманистических ценностей мировых религий.

Международная экспертная площадка «Религиозная ситуация в странах Центральной Азии и России: оценка и анализ», организованная автономной некоммерческой организацией «Содружество народов Евразии», состоялась в оренбургской библиотеке им. Н. Крупской. Эксперты четырех стран в ходе обсуждения выразили обеспокоенность угрозой религиозной радикализации молодежи. Студенты местных вузов составили аудиторию слушателей.

– События в мире свидетельствуют о возрастающей угрозе экстремизма, который для прикрытия своих политических целей использует религиозный камуфляж. И противостоять ей мы можем только сообща, объединив усилия власти и общества, – отметил вице-губернатор Оренбургской области Дмитрий Кулагин.

С ним согласились все участники обсуждения, каждый из которых высказал свою точку зрения.

Казахстанский опыт для союзников

Делегация из Казахстана на экспертной площадке была представлена широко: заместитель председателя Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК Елена Тарасенко, главные имамы Актюбинской и Западно-Казахстанской областей, специалисты управлений по делам религий, эксперты из неправительственного сектора, ученые и журналисты.

Доктор исторических наук Западно-Казахстанского университета им. М. Утемисова Агила Нургалиева обозначила основные факторы распространения религиозного экстремизма в Казахстане – внутренние и внешние.

– Внутренние – это массовая миграция сельских жителей в города, вынужденных отказываться от привычного образа жизни, безработица, неуверенность в завтрашнем дне, озлобленность, вызванная неудовлетворением базовых потребностей, безопасность, идентичность. А также растущая разница между богатыми и бедными, нерешенность многих региональных проблем и общая деградация образования. Особенно уязвимы представители молодого поколения, – говорит Агила Мустахимовна. – Всегда существовала категория населения, не способных самостоятельно строить свою жизнь. Им нужен авторитет – реальный руководитель, духовный руководитель. Есть категория, особенно молодых людей, которая самостоятельно приходит в экстремистские группы для того, чтобы найти авторитет.

– Проблематика религиозно мотивированного экстремизма актуальна в Казахстане с 2011 года, когда произошли первые теракты. Принимается ряд мер, в том числе информационно-пропагандистские, идет работа с заключенными, осужденными по статьям религиозного экстремизма и терроризма. Как представитель гражданского общества, встречаюсь с семьями осужденных, ведем работу по трудоустройству после освобождения из мест заключения, адаптации.

В 2016 году произошли печальные события в Актобе. После начали принимать новые методы, новые подходы, разрабатываются и распространяются методички по расширению мировоззрения попавших под влияние и другое. Многие экстремистки настроенные адепты манипулируют нашей молодежью, поэтому наша задача – повышение религиозной грамотности, социальной ответственности молодежи, – говорит руководитель консультативно-реабилитационного центра «Ансар» Аскар Сабдин (Актобе, РК).


Он акцентировал внимание на том, что экстремистская пропаганда эффективна в вахтовых, рудничных поселках, на стихийных рынках, в местах лишения свободы, то есть в условиях отсутствия легальных мусульманских структур.


– Важным каналом остается и Интернет, через который распространяются чуждые зарубежные фетвы. Поэтому необходима работа духовенства в малых поселениях и местах временного пребывания, создание собственной богословской системы, которая давала бы разъяснения по актуальным вопросам жизни применительно к местным условиям, – отметил казахстанский эксперт.


Главный имам Актюбинской области Толеби Оспан информировал о том, что в Казахстане проводится большая работа по развитию собственной системы подготовки религиозных кадров, богословской науки. В частности, пять из девяти медресе получили статус колледжей, в дополнение к Университету исламской культуры в прошлом году открыт Институт переподготовки специалистов в сфере профилактики экстремизма, работает Совет улемов, дающий религиозные заключения по актуальным вопросам жизни.


Опытом делились как положительным, так и не совсем удачным. Имам Западно-Казахстанской области Руслан Султанов отметил стратегическую ошибку – открытие в местах длительного заключения молельных комнат без участия представителей духовенства в проведении официальных служб. Это привело к тому, что заключенным читали намаз и молитвы криминальные элементы, получившие возможность влияния на других осужденных. Ошибку исправили, но опыт остался.

Цифры и факты:

За 2013–2016 годы в целях профилактики религиозного экстремизма и терроризма информационно-разъяснительной группой Западно-Казахстанской области было проведено 4 122 мероприятия с охватом населения свыше 415 000 человек.

В текущем году в рамках государственного социального заказа через неправительственный сектор планируется реализация проекта по совершенствованию и усилению работы местных и приезжих теологов. Они проведут профилактику религиозного экстремизма среди населения области и реабилитацию представителей нетрадиционных религиозных течений.

С целью исполнения Послания Президента народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31 января 2017 года, в котором Глава государства указал на необходимость проведения работы по предупреждению пропаганды религиозного экстремизма, в том числе в Интернете и социальных сетях, на мониторинг религиозного экстремизма и терроризма в интернет-пространстве выделено 2 млн тенге.

По данным КНБ РК, в стране с 2013 года на ранней стадии приготовления предотвращены и сорваны 27 насильственных экстремистских акций террористического характера (2013 год – 8, 2014-й – 3, 2015-й – 4, 2016-й – 12). Особую опасность представляет участие граждан нашей страны в террористической деятельности за рубежом. За последние четыре года не допущен выезд в зоны террористической активности 546 рекрутов-казахстанцев (2013 год – 168, 2014-й – 136, 2015-й – 151, 2016-й – 91). По материалам этого же ведомства, из лагерей международных террористических организаций возвращены либо вернулись 79 граждан Казахстана. Из них 34 привлечены к уголовной ответственности за участие в террористической деятельности».

Не раз эксперты озвучивали тревогу по поводу резкого снижения возраста завербованных. Вспомнили информацию о том, что в терактах в других странах были замечены дети 8–9 лет. Еще одна тревожная тенденция – феминизация радикализма (вовлечение женщин в экстремистскую деятельность).

– В Казахстане обретает актуальность информационная работа среди женщин, особенно верующих, – сообщила заместитель председателя Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК Елена Тарасенко. – По данным Министерства по делам религий и гражданского общества РК в рамках разъяснительной работы с 2013 по 2016 год было проведено более 59 тысяч мероприятий различного формата, направленных на женскую аудиторию, с общим охватом населения более пяти миллионов человек. Информационно-разъяснительная работа проводится по двум направлениям: общей профилактике и дерадикализации.

Женщинам рассказывают о современной религиозной ситуации, о положениях светского законодательства, вредоносности террористических течений. Воспитывают девушек в духе национальных традиций, одновременно просвещая в религиозном плане, в частности в клубах «Қыз Жібек». Таковые созданы в колледжах и вузах. Создается ассоциация женских религиозно-просветительских организаций.

– Противодействие терроризму является одним из приоритетных направлений в обеспечении национальной безопасности страны. Казахстан осуждает терроризм во всех его формах и проявлениях и выступает за принятие коллективных усилий мирового сообщества по борьбе с этим проявлением. Недавние межсириийские переговоры, прошедшие в Астане, являются тому примером, – отметил руководитель отдела религиоведческой экспертизы, мониторинга и информационного анализа Управления по делам религий ЗКО Саялбек Гиззатов. – Что касается Западно-Казахстанской области, здесь религиозная ситуация стабильна. Это – результат успешной политики государства в сфере религии и эффективного механизма ее реализации. Государственные уполномоченные органы, религиозные объединения, общественные организации интенсивно работают по недопущению религиозных разногласий и конфликтов.

Справка:

В ЗКО информационно-разъяснительная работа осуществляется по пяти направлениям:

–  проведение разноформатных мероприятий (встречи, семинары,  конференции, «круглые столы», флеш-мобы и акции);

– работа со СМИ (журналистские пулы, теле-радиопрограммы, статьи,  видеоролики, специальные репортажи, теле-, радио сюжеты, работа сайтов и социальных сетей);

– изготовление и распространение видеопродукции среди целевых групп (информационные материалы в общественном транспорте о  «Горячей линии 114», размещение на LED дисплей-экранах методических пособий, распространение религиозной литературы);

– приглашение авторитетных теологов и исламоведов, состоящих в республиканской информационно-пропагандистской группе (встречи со светскими и религиозными аудиториями, обучающие семинары);

– проведение реабилитационных работ с деструктивными религиозными течениями путем приглашения в область   квалифицированных специалистов –теологов.

Он рассказал о проведенном в 2016 году социологическом исследовании «Мониторинг религиозной ситуации в Западно-Казахстанской области». Большинство жителей казахстанского Приуралья оценили межконфессиональные отношения как стабильные. На вопрос: «Как вы оцениваете религиозную ситуацию в вашей области?» – 83,3% респондентов ответили: «Как спокойную и стабильную»; 9,4% – «Как сложную и нестабильную». Только 7,3% затруднились с ответом, отметил эксперт.

– В ходе проведения социологических исследований были определены основные причины вовлечения граждан в нетрадиционные религиозные течения. По мнению граждан, 43,8% связаны с религиозной неграмотностью, 15% – с отсутствием религиозного воспитания в семье, 11,1% – с особенностями возраста, 8,6% – с привлекательностью процесса совершения религиозных обрядов, 7,7% – с активной деятельностью зарубежных проповедников, 5,2% – с финансовой нестабильностью, 3,1% – с падением популярности традиционных религий, – информировал Саялбек Гиззатов. –

Эти данные говорят о том, что мы в первую очередь должны повышать религиозную грамотность населения. Как показывают исследования, одним из эффективных методов по противодействию религиозному экстремизму и терроризму является  информационно-разъяснительная работа. Она проводится с целью привития иммунитета неприятия обществом идей терроризма, формирования религиозного сознания, направленного на развитие национальных и традиционных религиозных ценностей.

Руководитель отдела управления по делам религий ЗКО также обратил внимание на то, что Лидер Нации в стратегии «Казахстан-2050» в главе «Религия в Казахстане в ХХІ веке» указал, что «Государство и граждане совместно должны противостоять любому виду радикализма, экстремизма и терроризма.

Все озвученные наработки вызвали большой интерес и были высоко оценены коллегами из стран СНГ.

Хадж против экстремистов

Особое внимание эксперты уделили организации религиозной жизни трудовых мигрантов – граждан центральноазиатских республик, временно пребывающих в России. Специалисты отметили необходимость их адаптации в российское общество и местные мусульманские структуры, выдвижения их из среды собственного легального духовенства. Предложили открыть на базе мечетей не мононациональные, а объединяющие исламские духовно-просветительские центры. Это способствовало бы преодолению закрытости, самоизоляции диаспор, которая может служить питательной средой для распространения радикальных идей, полагают эксперты. В соседней стране принято решение о выделении трудовым мигрантам 5 процентов от российской квоты на отправку паломников в хадж.

– В настоящее время по установленной Королевством Саудовская Аравия квоте для стран с мусульманским населением – по одному мусульманину от тысячи – из России ежегодно с 2009 г. в Саудовскую Аравию массово отправляется 20 500 человек. За основу берется максимально возможное число мусульман в стране – 20 миллионов. Из-за нехватки квоты от трех до четырех тысяч желающих, по сведению российского Совета по хаджу, остаются без путевок, а в действительности таковых желающих намного больше. По мнению главы Совета по хаджу Ильяс Умаханова, россиян удовлетворила бы квота в 25 000 человек, – информировала кандидат исторических наук, научный сотрудник института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра Российской академии наук (РФ) Зиля Хабибуллина.

Справка

При правительстве Российской Федерации с 2002 г. действует Совет по хаджу – незарегистрированное общественное объединение, координационный орган духовных управлений мусульман. В нем представлены руководители крупнейших централизованных организаций мусульман России и представители государственных органов. В 2003 г. было утверждено положение о российской хадж-миссии. Она состоит из руководителей групп, гидов, переводчиков, врачей (всего около 200 человек) и оказывает содействие паломникам на территории Саудовской Аравии в сезон хаджа.

Тревога союзников

Эксперты из Кыргызстана рассказали о том, что после обретения страной независимости отмечается значительное увеличение религиозных организаций.

– По данным государственной комиссии, в 1990 году в Кыргызстане действовало 39 мечетей. На сегодняшний день зарегистрированы 2422 исламские организации, кроме того, 380 христианских организаций и по одной – других общин. В 1999 году наша республика впервые столкнулась с противостоянием радикальным экстремистским организациям. На сегодня эта проблема остается крайне актуальной, – отметила кандидат политических наук Международного университета Кыргызстана (Бишкек) Эльмира Токтосунова. – На сегодня в республике выявлено около 20 запрещенных экстремистских организаций.

Так же как и в других странах, в Киргизии молодежь начинает интересоваться экстремистскими идеями из-за социальных проблем и отсутствия работы.

Таджикский сектор с афганским подтекстом

Выступлений таджикских представителей ждали с особым интересом. Религиозная ситуация в этой республике живо интересовала экспертов трех остальных участников дискуссии. О том, как относятся к религии в Таджикистане, рассказал профессор Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия им. Рудаки Академии наук Республики Таджикистан Музаффар Олимов.

– В Таджикистане ислам является основой конфессионального самосознания молодежи. По данным соцопросов, 99,5% молодых граждан республики считают себя мусульманами. Правда, лишь 32% из них регулярно исполняют основные предписания шариата, включая пятикратный намаз и пост, – информировал Музаффар Абдуваккосович. – Вопреки стереотипам, наиболее религиозной является не сельская, а городская, более того, столичная молодежь. А именно высокообразованные семейные мужчины, но с низкими и средними доходами. Наименее религиозны девушки в возрасте от 14 до 19 лет.

Максимализм молодых людей проявляется в том, что 42,2% из них признают лишь одну возможную трактовку ислама, а 16% допускают в отдельных случаях применение религиозно мотивированного насилия и тактику смертников. Впрочем, социальная база сознательного, активного радикализма в республике гораздо меньше и составляет всего 3–5%. Поэтому ожидать «исламской весны» в Таджикистане не стоит не только в ближней, но и среднесрочной перспективе. Таджикское общество остается достаточно консервативным, с сильным социальным контролем, авторитетом старших в семье, аксакалов и духовных лидеров, что сдерживает распространение новых радикальных течений.

Обеспокоенность экспертов вызывает ситуация в соседнем с Таджикистаном Афганистане. Со слов профессора, террористические группировки в соседнем Афганистане контролируют 65% территории этой страны.

По данным спецслужб, непосредственно у границ СНГ в лагерях проходят подготовку 3000 боевиков, причем это количество обучающихся поддерживается постоянно за счет ротации: выпусков и новых наборов. И если Таджикистан надежно прикрыт собственными Вооруженными силами и российской базой в рамках ОДКБ, то туркмено-афганская граница при большой протяженности остается недостаточно защищенной, проницаемой для прорыва бандгрупп, считают эксперты.

Дружная сила

Участники экспертной площадки отметили необходимость активизации межконфессионального диалога, в том числе, сотрудничества религий в решении общих задач. Нужны совместное духовно-нравственное воспитание, просвещение, борьба с социальными пороками в интересах сохранения мира и согласия на всем евразийском пространстве.


Оксана ДЕМЕНТИЕВСКАЯ, фото автора и из архива АНО «Содружество народов Евразии», Уральск – Оренбург – Уральск

Источник

Добавить комментарий

Задать вопрос
Форма заявки

Ответ на Ваш вопрос будет опубликован в разделе "специалисты отвечают" и выслан на Ваш email.
Администрация сайта гарантирует, что введенные данные(email) будут использованы только в целях уведомления Вас об ответе специалистов и ни при каких обстоятельствах не будут преданы огласке или переданы третьим лицам.
Оставьте свой контактный номер и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

  1. Ваше имя (обязательно)
  2. Email Адрес (обязательно)
  3. Ваш телефон
  4. Ваше сообщение

×