Многие экстремисты Казахстана оказались из обеспеченных семей
В Астане прошел национальный форум по радикализации заключенных и противодействию насильственному экстремизму в тюрьмах Казахстана. Региональный директор представительства Международной тюремной реформы (PRI) в Центральной Азии Азамат Шамбилов прокомментировал ситуацию с экстремистами в стране, сообщает Zakon.kz
С начала вооруженных конфликтов в Афганистане, Сирии и Ираке из лагерей международных террористических организаций, а также опорной и транзитной инфраструктуры в третьих странах депортированы и экстрадированы 45 граждан Казахстана, 33 вернулись самостоятельно.
Из всех возращенных и вернувшихся 33 человека привлечены к уголовной ответственности за участие в террористической деятельности. С 2011 по 2016 год органами КНБ не допущен выезд в зоны террористической активности 559 рекрутов-казахстанцев.
Если с 2012 по 2016 год наблюдался пятикратный рост выехавших за рубеж для участия в военных действиях (с 98 до 536), то с начала этого года не выявлено ни одного случая попытки выезда на территорию Сирии.
По данным на май 2017 года, из общего количества заключенных в Казахстане, верующий контингент составляют 3500 человек. Из них 763 – последователи салафизма и более 90 человек остаются на радикальных позициях.
За последние пять лет в Казахстане за совершение преступлений террористического и экстремистского характера осуждено около 500 человек. Наиболее уязвимыми в плане радикализации, порождающей терроризм и вербовки в ряды террористов, являются южные и западные регионы страны.
Основная целевая группа для вербовки в ряды иностранных боевиков-террористов составляет молодежь от 14 до 29 лет, но есть и другие возрастные категории. В настоящее время вербовщики акцентируют внимание на выпускниках медицинских учебных заведений, особенно на молодых женщинах.
Многие из радикально настроенных лиц в Казахстане учились в высших учебных заведениях или являются выходцами из обеспеченных семей.
Многие эксперты связывают это с активизацией процессов, связанных с поиском религиозной идентичности и конкуренцией между различными течениями внутри ислама, говорит Шамбилов