Как в Казахстане предотвращают религиозный экстремизм?
В Казахстане работает более 300 информационных групп, одна из главных задач которых – предотвращать распространение неверной информации и искаженных представлений о той или иной религии. Об этом в интервью Службе новостей ООН рассказал министр по религиозным делам и гражданскому обществу Казахстана Нурлан Ермекбаев. Он подчеркнул, что в стране делают все возможное для создания атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения между представителями различных конфессий, а также поддерживают принципы светскости государства. Подробнее о политике Казахстана в этой сфере Нурлана Ермекбаева расспросила Людмила Благонравова.
НЕ: Государственная политика Казахстана в сфере религиозной деятельности заключается в том, чтобы, прежде всего, обеспечить права и свободы граждан и всех людей, проживающих или находящихся на территории Казахстана, в сфере свободы совести и обеспечить им возможности для отправления религиозных обрядов. Это приоритет «номер один» в сфере государственной политики – обеспечение прав и свобод людей.
Второе направление или приоритет государственной политики в сфере религии – это сохранение светских устоев и принципов государственного устройства. В соответствии с Конституцией Казахстана страна провозглашает себя демократичным, правовым, социальным, светским государством.
Другим принципом государственной политики в сфере религиозной деятельности является обеспечение верховенства закона и соблюдение требований законодательства при деятельности религиозных организаций. Всего у нас в стране 18 зарегистрированных религиозных конфессий, и все они пользуются равными правами и возможностями.
ЛБ: Вы упомянули светскость. Как проявляется светскость в Казахстане? В чем ее основные принципы?
НЕ: Основополагающим принципом светскости в Казахстане является то, что религия отделена от государства. Государство не вмешивается во внутренние дела и в канонические вопросы религиозной деятельности, во внутренние дела религиозных организаций. Религиозные организации не могут заниматься теми функциями и задачами, которые осуществляет государство. То есть это взаимное невмешательство в содержательную и идеологическую сферу деятельности. Во-вторых, это обеспечение свободы каждого на выбор религии или отказ от религии, невмешательство религиозных организаций в политическую или общественную деятельность. Кроме этого, там, где возникают какие-то противоречия, расхождения между требованиями законодательства и требованиями религиозных организаций, обрядов, священных книг, там отдается приоритет законодательству. Есть такие вопросы как отделение процесса образования от религии, государства от религии. Государство, в меру своих возможностей, осуществляет правовую и административную поддержку деятельности религиозных организаций.
И ни в коем случае не посягает на права и свободы верующих. Относится уважительно к правам, свободам и религиозным чувствам верующих. Оскорбление религиозных чувств является в Казахстане правонарушением, которое влечет за собой ответственность.
ЛБ: Если говорить о противоположных проявлениях – таких как религиозный экстремизм, как они предотвращаются в Казахстане? НЕ: Религиозный экстремизм является угрозой всего человечества. Мы не ассоциируем экстремизм с какой-то конкретной религией. Он – следствие извращенного, неправильного понимания религии и духовных ценностей. В Казахстане действует специальный закон о противодействии терроризму и религиозному экстремизму. В соответствии с этим законом осуществляется комплекс мероприятий как по линии правоохранительных, специальных органов, так и по линии «гражданских» министерств, к которым относится и Министерство по делам религии и гражданского общества. Важнейшее направление работы по противодействию религиозному экстремизму, политическому экстремизму, национальному экстремизму является профилактическая работа. Мы направляем свои усилия на разъяснительную работу, на воспитание религиозной культуры, на предоставление широких возможностей верующим получать правильную информацию о религиях, на поддержку процесса образования представителей духовенства, будь то духовенство мусульманское, христианское или какое-либо другое. От уровня образованности, от уровня знаний имамов, в частности, в исламе зависит очень многое в правильном восприятии гражданами духовных ценностей и взаимоотношений между государством и религией.
В то же время, с теми, кто уже попал под влияние различных религиозных течений, сект – деструктивных, провокационных – требуется проводить работу по реабилитации и по их интеграции в общество. В том числе, разъяснительная работа проводится с теми, кто отбыл сроки заключения за правонарушения экстремистского характера.
С ними тоже проводится работа – разъяснительная, прежде всего. В стране в целом действует 304 информационно-пропагандистских, разъяснительных групп. Одна республиканская, остальные – региональные. Они проводят большое количество разъяснительных мероприятий. Например, в прошлом году было проведено свыше 20 тысяч таких разъяснительных мероприятий, охвачено более полутора миллиона людей. Это в основном люди, которые находятся в трудной жизненной ситуации, подверженные рискам радикализации. Работа с ним проводится постоянно.
ЛБ: В контексте межконфесcионального согласия, о котором мы говорили, как развивается гражданское общество Казахстана?
НЕ: Гражданское общество в Казахстане является очень важным, активным партнером государства. Сейчас идет процесс передачи многих государственных функций в конкурентную среду, то есть неправительственному сектору. В этом направлении работает специальная Рабочая группа, которая постоянно анализирует государственные функции и постепенно передает их неправительственному сектору, потому что этот сектор зачастую более оперативно и эффективно выполняет многие задачи.
Гражданское общество Казахстана включает в себя как индивидуальных деятелей, так и некоммерческие организации. Их у нас в стране зарегистрировано свыше 18 тысяч. Реально активно работает половина из них. Правительство сегодня создает все условия для того, чтобы работать этим НПО было удобнее.
Например, с марта этого года подача данных в базу данных НПО переведена в электронный формат. Они все это могут делать «онлайн». Кроме того, упрощаются сами формы отчетности. В то же время при выработке законодательства в сфере НПО мы активно изучаем зарубежный опыт, опыт Евросоюза, демократических стран. Есть, конечно, еще вопросы, которые надо решать, но в целом гражданское общество уже достаточно активно. В прошлом году был разработан и в начале этого года принят закон о волонтерской деятельности. У нас очень большая армия волонтеров в стране. Это и молодые люди, и люди старшего возраста. Они добровольно помогают и инвалидам, и малоимущим, и при ликвидации последствий стихийных действий, чрезвычайных ситуаций, участвуют в крупных мероприятиях – например, в предстоящем «ЭКСПО-2017», всемирной выставке, которая пройдет в Астане с 9 июня по 9 сентября. Мы делаем все для того, чтобы гражданское общество в Казахстане было большим, активным и благополучно развивалось.