Как выработать стойкий иммунитет к вирусу радикализма — эксперт-политолог

Мировоззренческая «темнота» становится благодатной почвой для всхода сорняков радикализма в сознании людей.

Фото : Представлено Р. Иржановым28 февраля 2019, 16:28

Расхождения в толковании священных писаний, а также различия в степени их осмысления, становятся основой для появления многочисленных религиозных концепций, а также нетрадиционных религиозных течений. Чем это чревато, рассказывает директор образовательного центра «Бiлiм», эксперт-политолог, сотрудник Центра антитеррористической подготовки Академии КНБ РК Руслан Иржанов, передает Zakon.kz.

— Руслан Самарханович, как вы думаете, влияют ли религиозные доктрины на жизнь современного общества?

— Безусловно, влияют. Хотелось бы отметить, что известное высказывание Махатмы Ганди «У Бога нет религии!» приобретает особую актуальность на фоне усиления влияния религиозных доктрин на жизнь современного общества. Вы знаете, есть такой авторитетный исследовательский центр по вопросам религии «Пью Форум» (Pew Forum).

Так вот, сравнительно недавно он провел всеобъемлющее демографическое исследование. И выяснилось, что по его выводам подавляющее большинство – 84 процента от общей численности мирового населения — религиозно аффилированы. При этом, заметим, в XXI веке эксперты отмечают тенденцию обострения как межконфессиональных, так и внутриконфессиональных противоречий.

Очевидно, что и спустя столетия не утеряли своей злободневности слова Джонатана Свифта: «Мы достаточно религиозны, чтобы ненавидеть друг друга, но недостаточно религиозны, чтобы любить друг друга». И это расхождение между декларируемыми ценностями и фактическими моделями поведения свойственно представителям разных вероисповеданий. Хотя священные книги разных религий содержат, по сути, схожие заповеди, которые можно свести к четырем простым формулам: не вреди себе, не вреди окружающим, не вреди мирозданию и анализируй случайности. Видимо, имея в виду концепцию предопределенности событий и явлений, свойственную мировоззрению верующих людей, Анатоль Франц писал: «Случай – это псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться собственным именем».

Итак, расхождения в толковании священных писаний, а также различия в степени их осмысления, становятся, пожалуй, основой для появления многочисленных религиозных концепций, а также и нетрадиционных религиозных течений.

— Вы много занимаетесь анализом истоков религиозно-мотивированного экстремизма и причин радикализации современной молодежи. Это происходит только лишь вследствие их религиозной безграмотности или здесь есть и другие причины?

— Анализируя истоки религиозно-мотивированного экстремизма и причины радикализации сознания современных людей, мы отмечаем не только их религиозную безграмотность, но также отсутствие у них прочных знаний в светских дисциплинах. Не случайно Артур Шопенгауэр заметил, что лжерелигии подобны светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота. Именно эта мировоззренческая «темнота» и становится благодатной почвой для всхода сорняков радикализма в сознании людей.

При всем разнообразии псевдорелигиозных доктрин и деструктивных концепций, процесс радикализации сознания, как отдельного индивидуума, так и целых социальных групп происходит в результате целенаправленного информационного воздействия.

— Как с этим бороться?

— Здесь в первую очередь нужна системная информационная работа с населением. Такой подход приобретает исключительную роль в выработке в массовом сознании стойкого иммунитета к вирусу радикализма и обеспечении прочного мировоззренческого заслона устремлениям информационных агрессоров. Поэтому большим достижением в этой области явилось принятие Концепции государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы.

— Какая стратегическая цель определена в данном документе?

— В Концепции несколько таких целей, но самое главное — повышение эффективности государственной информационной политики для совершенствования государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, укрепление светских устоев государства и недопущение использования религии в деструктивных целях.

В свою очередь, повышение эффективности государственной информационной политики требует четкого соблюдения структуры идеологической работы, предполагающей последовательную реализацию четырех основных стадий.

Первое — информирование населения о реализуемых госпрограммах. Второе — разъяснение населению основных идеологем и приоритетов госпрограмм. Третье — убеждение населения в актуальности и безошибочности решений, изложенных в принятых государственных программах. И четвертое — пропаганда и агитация.

Хотел бы особо отметить, что порой на практике наблюдается ускоренный переход к последней, четвертой стадии, то есть к пропаганде и агитации без должного внимания к реализации первых трех этапов информационной работы. Соответственно, сложившаяся общественно-политическая ситуация требует пересмотра и усовершенствования форм, методов и содержания идеологической работы.

(Продолжение следует)

Добавить комментарий

Задать вопрос
Форма заявки

Ответ на Ваш вопрос будет опубликован в разделе "специалисты отвечают" и выслан на Ваш email.
Администрация сайта гарантирует, что введенные данные(email) будут использованы только в целях уведомления Вас об ответе специалистов и ни при каких обстоятельствах не будут преданы огласке или переданы третьим лицам.
Оставьте свой контактный номер и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

  1. Ваше имя (обязательно)
  2. Email Адрес (обязательно)
  3. Ваш телефон
  4. Ваше сообщение

×