Какие новшества предусмотрены в проекте закона о религии?

Казахстан был и остается светским государством, обеспечивающим свободу вероисповедания. Законопроект по вопросам религии, который рассматривается в парламенте, этому никак не противоречит, подчеркивает в статье на sayasat.org политолог Эдуард Полетаев.

{jcomments on}

 Стабильность неизбежна, если соблюдать закон. Поэтому любые попытки распространения идей и взглядов, подрывающих доверие и уважение к определенному религиозному вероисповеданию, а также вызывающих неприязнь и другие отрицательные чувства по отношению к образу жизни и религиозным обрядам, посягают на честь и достоинство граждан Казахстана.

В парламенте Казахстана на рассмотрении находится проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений». Законопроект довольно интересный.

С одной стороны, он предусматривает запрет на распространение идеологии деструктивных религиозных течений, их атрибутов и внешних признаков.

В законодательном словаре

появляются новые понятия «деструктивное религиозное течение» и «религиозный радикализм»

Другой блок поправок конкретизирует права и обязанности субъектов религиозной деятельности: в частности,

госслужащим предлагается не использовать свое служебное положение для религиозных целей

В свою очередь органы исполнительной власти, в том числе на местах, будут наделены большими полномочиями по мониторингу религиозной ситуации.

С другой стороны, инициаторы поправок заявляют, что введение таких мер требуется для безопасности граждан. Более того,

часть поправок призвана упростить работу религиозных объединений, а также оберегать чувства не только верующих, но и атеистов

Законопроект оказался весьма чувствительным, поэтому депутаты мажилиса и сената довольно щепетильно подошли к его рассмотрению. Кроме того, вносимые поправки оказались интересны для ряда зарубежных СМИ, религиозных и правозащитных организаций. Потому что взаимодействие религиозных организаций и государств отличается друг от друга, что связано с культурными, историческими и геополитическими особенностями каждой отдельной страны.

Светское не значит атеистическое

К сожалению, среди многих распространено неправильное понимание светского характера государства, якобы ужесточающего религиозные свободы. Весь мировой опыт развитых стран говорит об обратном: светская страна не значит атеистическая.

Верующие и религиозные организации являются законной частью общества, имеющей как права, так и обязанности

Все законопроекты, над которыми работают казахстанские парламентарии, пристально рассматриваются на предмет их соответствия Конституции. А для нее характерно закрепление определенного набора гражданских и политических прав, которые создают «пространство свободы» для каждого человека.

В статье 1 Конституции отмечено, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».

Это свидетельствует о том, что в Казахстане идея естественных и неотчуждаемых прав человека разделяется обществом и государством, а субъектами этих прав признаются все жители нашей страны. Поэтому

в стране обеспечивается верховенство устоев светского развития Казахстана, четко прописанных в Конституции

Идеологи сработали на отлично

К сожалению, в ряде стран наблюдается рост числа людей, которые дезориентированы агитационной и пропагандистской деятельностью нетрадиционных религиозных течений. По этому поводу президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» сказал:

«Сегодня остро стоит вопрос нетрадиционных для нашего народа религиозных и псевдорелигиозных течений.

Часть молодых людей слепо воспринимает чужой взгляд на жизнь, так как у части нашего общества слабый иммунитет

к чуждому псевдорелигиозному воздействию».

Поэтому информационная работа государственных органов в Казахстане была направлена на усиление и поляризацию светских моделей поведения граждан и демонстрацию ущербности религиозного пути развития общества на примере отдельных стран, которые деградировали и не смогли противостоять вмешательству религии в дела государства.

Все крупные вспышки деструктивной религиозной активности, а также провокационных выпадов в адрес гос.институтов, тем самым ослабляющих светский характер развития казахстанского общества и государства, были локализованы. То есть

идеологи власти смогли обеспечить приоритет принципа светскости государства

Как говорится, каков главный идеолог страны, таков и результат. Государственник Марат Тажин, интеллектуал с большим опытом управления различными структурами, в своей работе всегда ориентировался на системный подход и профессионализм.

Чем больше радикалов, тем хуже развитие

В апреле 2018 года американский исследовательский центр Pew Research, базирующийся в Вашингтоне, выпустил интересное исследование. Согласно ему,

большинство государств в мире являются светскими (85%)

Это означает, что они, как правило, нейтральны по отношению к религии. Более 100 стран и территорий, включенных в исследование, не имеют официальной или предпочтительной религии. Правда, такие страны как США, могут дать преимущества или привилегии религиозным группам, но, как правило, делают это без систематической пользы для определенной группы перед другими.

Только 5 из 28 конституций государств-членов ЕС в свои тексты включают слово «Бог»

Светскость и нейтральность к религии — это один из ключевых выводов исследования, сделанного с использованием анализа конституций стран и основных законов, а также вторичных источников от правительственных и неправительственных организаций.

Лишь в десяти странах государство либо жестко регулирует все религиозные институты, либо активно враждебно относится к религии в целом. И Казахстан к ним не относится.

«Мировой исторический опыт показывает, что

современное государство должно быть светским. При таком условии реализуется максимальный потенциал страны

Чем больше народ увлекается любым радикализмом, в том числе религиозным, тем менее динамично эти государства развиваются», — сказал Нурсултан Назарбаев, выступая в 2015 году на форуме молодежи «С Лидером нации к новым победам!» При этом он подчеркнул, что «речь не идет об отказе от религии».

В основе официальной идеологии Казахстана лежит признание государством культурной и исторической ценности религий, сочетающихся с духовным наследием народов Казахстана. 18 октября страна отметила День духовного согласия, задуманного в еще 26 лет назад. Он имеет статус национального праздника.

10-11 октября в Астане прошел ставший уже традиционным VI Съезд лидеров мировых религий.

В стране насчитывается свыше 3,5 тыс. религиозных объединений, которые представляют 18 конфессий


Терпимость как национальное качество

В истории развития человечества немало негативных примеров, как дискуссии богословов приводили к войнам между народами и государствами, несмотря на то что такие противостояния противоречили основополагающим постулатам любой конфессии.

Но в Казахстане религия не выступает в качестве конкурирующей идентичности,

не противопоставляет себя этническим или политическим общностям. Более того, в Конституции не содержится ссылок на ту или иную религию, а государственная модель предполагает нейтральность по отношению ко всем религиозным течениям.

Говоря о необходимости постоянной религиозной толерантности в Казахстане, нельзя упускать из виду исключительную важность формирования у граждан уважительного отношения к закону. Правовой нигилизм в этом смысле плохой помощник.

Если государство является светским, а не клерикальным, и если им провозглашен принцип идеологического плюрализма, то вполне естественным для него является обеспечение неукоснительного выполнения требований Конституции.

В результате государство вносит крупный вклад в дело формирования у граждан толерантного сознания.

«Религиозная терпимость – это качество Казахстана как государства и казахов как нации

Она тесно связана с историей и традициями этого народа», — отмечает в своей книге «Нурсултан Назарбаев. Казахстанский прорыв и евразийский проект» советский и российский историк Рой Медведев.

Таким образом, следование концепции светскости и религиозная терпимость позволяют Казахстану успешно соблюдать баланс интересов между верующими и неверующими гражданами и эффективно реализовывать функцию сохранения межконфессионального мира и согласия в обществе.

Источник

Добавить комментарий

Задать вопрос
Форма заявки

Ответ на Ваш вопрос будет опубликован в разделе "специалисты отвечают" и выслан на Ваш email.
Администрация сайта гарантирует, что введенные данные(email) будут использованы только в целях уведомления Вас об ответе специалистов и ни при каких обстоятельствах не будут преданы огласке или переданы третьим лицам.
Оставьте свой контактный номер и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

  1. Ваше имя (обязательно)
  2. Email Адрес (обязательно)
  3. Ваш телефон
  4. Ваше сообщение

×