Казахстанские радикалы отвергают близких, семейные ценности и государство
Экстремистские течения подавляют способности к критическому осмыслению событий и обстоятельств. Они же девальвируют систему общественно-политических ценностей казахстанцев, считает руководитель «Центра изучения и анализа» управления по делам религии города Алматы Бейбит Турабаев.
– Не секрет, что сегодня представители различных радикальных религиозных течений активно работают среди нашей молодежи. Скажите, какие обычно методы и приемы они используют, как они влияют на подрастающие умы?
– Влияние экстремистских течений на сознание молодого человека носит комплексный характер и включает взаимосвязь идеологических и психологических аспектов. При этом идеологические аспекты базируются на религиозных основах и толкованиях, которые имеют целенаправленно искаженный характер. Это приводит к подавлению способности критического осмысления событий и обстоятельств, девальвации системы общественно-политических ценностей и, как результат, потере смысла активной жизнедеятельности (обучение, труд, поддержание родственных отношений и т.д.).
– Какая работа ведется сегодня для ограничения влияния идей религиозного экстремизма? Достаточно ли только законодательных мер в этом вопросе?
– Правовое поле для противодействия экстремистским религиозным течениям представляется достаточным. Но нельзя сводить работу по ограничению влияния идей религиозного экстремизма только к законодательной деятельности или деятельности правоохранительных органов. Такая работа должна вестись на всех уровнях – представителей традиционного Ислама, НПО, молодежных организаций, всех социальных слоев нашего общества. Одним из главных направлений этой деятельности является пропагандистско-информационная. Здесь представляется важным широкое религиозное и духовное просвещение населения, особенно молодежи. Эта работа планомерно ведется «Центром изучения и анализа» управления по делам религий города Алматы. Квалифицированными теологами, религиоведами, представителями правоохранительных органов и религиозных объединений на постоянной основе читаются лекции, проводятся беседы, семинары и конференции по указанной тематике. Так, с начала года в Алматы проведено свыше 300 лекций, встреч и бесед, 25 семинаров, «круглые столы» и конференции с общим охватом около 19 тысяч человек. Действуют телефоны доверия.
– Не могли бы вы составить социально-психологический портрет казахстанского «радикала»?
– Вы знаете, буквально недавно социальный психологический портрет типичного казахстанского радикала был составлен Генеральной прокуратурой РК, где они описываются как обычные бандиты либо маргиналы, многие из которых даже не разбираются в исламе, не читали или намеренно не хотят читать Коран, не желают работать. Мы с такой формулировкой согласны практически на 100%. В большинстве случаев это обычно молодой человек, и не обязательно представитель социально уязвимых слоев населения. Как правило, имея достаточное светское образование (минимум среднее), не имеет не только духовного образования, но и четких религиозных знаний. Генеральный прокурор страны господин Асанов сделал четкий акцент на том, что они (радикалы) отвергают близких, семейные ценности и институты государства, отказываются от помощи властей. Это на самом деле так. Последние экстремистско-террористические события в мире показали ущербность их общечеловеческих представлений, когда не делалось различий между представителями правоохранительных органов и мирными гражданами.