«Исцеление солнцем и уйгурский чаем»: как секта из Казахстана поработила умы россиян
Возникшая в 1990-х годах секта «Алля Аят» продолжает существовать даже несмотря на то, что ее одиозный лидер умер 12 лет назад. Ячейки секты запрещают российские суды: 28 мая в Самаре «Алля Аят» признали экстремистской религиозной группой. На фоне этих событий журналисты российской газеты «Известия» выяснили, как псевдоучение из Казахстана завоевало умы россиян и кто до сих пор верит в то, что солнечная энергия и заряженные журналы — панацея.
За время существования «Алля Аят» десятки ее последователей умерли, отказавшись от квалифицированной медицинской помощи. Они предпочитали лечить туберкулез, онкологию и гепатит солнечной энергией, лишь бы не попасть в больницу. Отказ от традиционной медицины — жесткое правило для всех, кто решил связать свою жизнь с учением Фархата АБДУЛЛАЕВА.
Пенсионер из Казахстана, объявивший себя создателем всего сущего, зачастую становился героем разоблачительных расследований. Мужчина начинал с лечения руками, затем придумал целую методику и собрал вокруг себя учеников и приспешников. В отношении него возбуждали уголовное дело, но до вынесения приговора он не дожил. Придуманные им же методики не спасли Абдуллаева от болезней, он умер в 2007 году.
Тогда дело Абдуллаева продолжила его супруга Нина, которую он еще при жизни объявил матерью всего сущего. Она принимала паломников из России у себя дома в селе Чунджа, что в 250 километрах от Алматы. Последователи учения об энергии солнца и света — в основном люди пенсионного и предпенсионного возраста. Хотя попадались среди них и сравнительно молодые люди с тяжелыми заболеваниями, от которых рассчитывали излечиться по методике, выдуманной бывшим сельским шофером.
Помимо двух основных компонентов «излечения»: длительного разглядывания солнца и распития эткен-чая (национального уйгурского напитка), адептам ежедневно нужно было повторять «формулы жизни». По сути это набор бессвязных слов и чисел, которые имеют связь с лидером секты, его женой и детьми. Когда последователей секты стало больше, появился еще один способ справиться с недугами.
Основной инструмент для промывки мозгов — журналы, которые издаются с 2002 года. Их провозгласили лекарством, обеспечив тем самым бесперебойный денежный поток. Каждый месяц членам секты предлагалось купить журнал «Звезда селенной» (слово «вселенная» в нем намеренно исковеркано и означало «область чистого сознания» — прим.авт.). Людей убедили в том, что прикладывание этого печатного издания к различным частям тела поможет вылечить абсолютно любую болезнь. Но просто прикладывать журнал к больному месту недостаточно, его нужно ежедневно перечитывать, соблюдая жесткую последовательность. Каждый выпуск нужно ежедневно прочитывать от 3 до 33 раз. Стоит также отметить, что секта отвергала любые религии — и это тоже было одним из ключевых ее принципов.
Сейчас деятельность секты курируют дети Абдуллаева. Основной заработок они получают от паломников, приезжающих в Чунджу. Их селят на полу в доме «создателя» на прогнивших матрасах. Цена за проживание относительно умеренная — 600 рублей в сутки. Деньги с постояльцев выкачивают уже тогда, когда они добираются до своих койко-мест: на чистку кармы, очищение крови, прочие ритуалы и даже душ. Отдельная статья доходов общины — питание, которое по местным меркам достаточно дорогостоящее. Из-за антисанитарных условий приготовления еды из поездки довольно часто возвращаются люди с серьезными пищевыми отравлениями. Но к врачу, разумеется, обращаться никто из них не станет. В секте их уверяют, что посредством рвоты из них выходит «негативная сущность». Как правило, каждый паломник на поездку в Чунджу тратит минимум 40–60 тыс. рублей. При этом одновременно в дом въезжают около 300 человек. Нередко, чтобы отправиться в дом «создателя», россияне берут кредиты.
Безусловно, опасность этой секты состоит не столько в том, что люди уезжают в село, чтобы распрощаться со своими деньгами, а скорее в последствиях для организма. За время, пока адепты отказываются от лекарств и врачей, у многих обостряются хронические заболевания.
Несмотря на законодательные запреты организации, ее ячейки до сих пор присутствуют в Москве, Омске, Новосибирске и других городах России. Чтобы дурить доверчивых граждан, лидеры секты выписывают себе липовые дипломы по несуществующим направлениям медицины и присуждают титулы лучшего целителя третьего тысячелетия своему отцу-основателю.
Деятельность «Алля Аят» запрещена на территории нескольких областей, в том числе Новосибирской. После вынесения судебного решения в 2012 году редакция журнала свернула свою деятельность, а в отношении редактора журнала Мильштейна возбудили уголовное дело. Отделение ликвидировали спустя год, однако Верховный суд отменил решение о признании организации экстремистской.
Лидером московской ячейки называют Ольгу Сосновскую. Хоть и во время обысков в 2016 году она отрицала причастность к организации, уже спустя пару дней собрала учеников и настаивала, чтобы они не давали против нее показания. Дети Абдуллаева приезжают в российские города на собрания, но в Москве стараются не показываться.
Новых последователей в Чундже селят подальше от всех, чтобы понаблюдать за ними, на первых порах им дают пакетированный чай, рассказал «Известиям» координатор группы пострадавших от секты «Алля Аят» Михаил.
— За годы существования в этой секте умерло очень много людей. Кто приезжал с онкологией, инфарктами и инсультами — все поумирали. Было несколько случаев мертворождений и выкидышей среди беременных женщин: они не наблюдаются у врача и постоянно пьют соленый чай, тем самым убивая ребенка. В 2016 году два человека скончались прямо в селе. Тогда они привлекли внимание правоохранительных органов. Есть информация, что в Чундже им добавляли в чай наркотики: полиция собиралась взять чай на экспертизу, но лидеров секты предупредили об операции, и они быстро избавились от чанов, в которых наливали чай. Кровь брали уже у людей, живших в поселении, — показало наличие наркотических веществ. Они становились очень послушными и верили всему, что им говорят. После такого зомбирования всё, о чем они мечтали — вернуться в село, — сообщил координатор группы пострадавших от секты.
По словам Михаила, он передает информацию от пострадавших сотрудникам правоохранительных органов и сотрудничает с силовыми структурами. После этой проверки нескольким россиянам закрыли въезд на территорию Казахстана. Сектанты начали заставлять адептов выкидывать иконы и Библию, избавляться от любых предметов религиозного культа, медицинских препаратов. Сейчас последователи секты перешли в интернет и продвигают идеи аята под личиной саморазвития. При этом среди детей Абдуллаева, наоборот, произошел сдвиг в сторону ислама: теперь они призывают адептов секты ходить в мечеть.
— Журнал — это один из способов обработки на первоначальном этапе. Причем они сознательно печатают без знаков препинания, выделяя большими буквами нужные слова. Метод преподносимой информации зомбирует людей, они начинают верить в то, что Абдуллаев — бог, — добавил Михаил.