История Казахстана уникальна отсутствием войн на религиозной почве

Автор: Акмарал БАТАЛОВА | Нур-Султан

Акмарал Баталова – единственный казахстанский журналист, посетившая Сирию за годы войны, которая полыхала в этой стране. Она изучает конфликт изнутри, пишет обзорные статьи по Астанинскому процессу и снимает документальные фильмы, затрагивающие проблемы беженцев, терроризма и радикализма. В своих работах она одновременно освещает точки зрения как вооруженной оппозиции, так и сирийского правительства. Баталова уже стала обладателем премии международной организации WinTrade, а буквально на днях Министерство обороны России вручило ей почетную грамоту за объективное освещение сирийских событий. Ниже мы приводим эксклюзивную статью Акмарал Баталовой об уроках сирийского конфликта.

«Сирийская война началась потому, что алавитское меньшинство правило суннитским большинством», – это расхожее объяснение ошибочно связывает в сознании многих людей войну в Сирии с конфликтом на религиозной почве. Безусловно, этот фактор сыграл свою роль в разжигании межрелигиозной вражды среди некоторых представителей суннитского большинства, населяющего страну. Однако причин сирийского кризиса много, и они гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Что же касается многовекового мирного сосуществования представителей трех религий в месте их рождения на древней земле Сирии, то я имела возможность убедиться в этом сама. Несколько дней мы с оператором провели в Старом Городе в центре Дамаска. Это удивительное ощущение, когда ты идешь по христианскому кварталу, а потом сворачиваешь на соседнюю улочку и попадаешь в шиитский район. Мы даже набрели на старинную синагогу и узнали, что в этом квартале до сих пор проживают несколько еврейских семей. Затем дорога выводит на площадь, где рядом, буквально в нескольких метрах друг от друга, стоят православная и армянская церкви и мусульманская мечеть.

Подобное можно увидеть и в Ливане. На центральной площади Бейрута призывы к намазу из центральной мечети чередуются со звоном колоколов из расположенной рядом церкви.

В Ираке кроме трех крупнейших демографических групп (арабов-шиитов, арабов-суннитов и курдов) проживали туркмены, ассирийцы, чеченцы, армяне, цыгане. Эта страна была домом для большой еврейской общины. До наступления ИГИЛ здесь насчитывалось 350 тысяч христиан, 500 тысяч езидов, были и представители других малочисленных, древних верований. Война заставила покинуть страну почти всех.

Хотя представители разных религий жили на Ближнем Востоке в мире и согласии веками, история стран региона полна как внешних войн, так и внутренних потрясений, в том числе на религиозной почве. Печальным примером этому служит 15-летняя гражданская война между христианскими и мусульманскими общинами Ливана, подогреваемая разными силами арабо-израильского противостояния.

В Сирии же был проведен чудовищный эксперимент, когда недовольство определенной части населения было использовано внешними силами с целью смены режима в стране путем межрелигиозного раздора и привлечения международного терроризма. В результате прекрасная страна разрушена, счет жертв и беженцев идет на миллионы.

 

История Казахстана уникальна отсутствием войн на религиозной почве.

Казахский народ, несмотря на трагические страницы истории, сохранил свою культуру, обычаи и язык и подает пример веротерпимости и добрососедства между представителями разных национальностей и религий. Многонациональная, мультикультурная и многоконфессиональная мозаика нашей страны сформировалась в результате многочисленных фактов миграции этносов на территорию Казахстана – в форме де­портации в сталинское время, оргнаборов для строительства гигантов индустрии, эвакуации огромного количества людей во время Великой Отечественной вой­ны, добровольцев во время поднятия целины. Это привело к многократному росту некоренного и постоянному сокраще­нию коренного населения. За годы же суверенитета из Казахстана, наоборот, за границу устреми­лись десятки тысяч мигрантов. В результате в этнической структуре республики доля казахов стала доминирующей, но при этом нашу страну населяют представители около 130 народов.

Возможно, мы сами воспринимаем наше разнообразие как должное, но для многих иностранцев оно оказывается открытием. Например, своим восхищением поделился со мной в Нью-Йорке глава индуистского ордена США Свами Парамеш Ананда. Он рассказал, что ему довелось стать участником Съезда лидеров мировых и традиционных религий и что на казахстанской платформе говорили о вещах, которые находятся вне рамок религий. Индуистский монах отметил, что именно у нас, в Казахстане, увидел образ модели справедливого общества, в котором бы хотели жить все и к которому должны стремиться все народы, потому что на самом деле у людей на Земле нет никаких различий.

Однако, по оценкам аналитиков, в предстоящие два-три года возможна некоторая стагнация в области межрелигиозного и межцивилизационного диалога. Поэтому нам всем – как правительству, так и простым людям, – необходимо приложить усилия, чтобы сохранить национальное и межконфессиональное единство и мир в нашей стране. В этом плане большую роль могут сыграть религиозные общины на местах, инициируя более активное общение между представителями разных конфессий в плане духовного и культурного обмена.

Журналистка рассказала, зачем она отправилась в Сирию

О принципах казахстанской духовной дипломатии все больше узнают за рубежом, поэтому Съезд лидеров мировых и традиционных религий, проводимый в Казахстане, может увеличить свою роль на международной арене в качестве важной площадки для межцивилизационного общения. В этом плане уже значительно расширяет географию и налаживает системное и институциональное сотрудничество с лидерами мировых религий Центр Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога.

Понятно, что страна устала от многочисленных тоев и празднований. Однако при этом очень важно, чтобы простой народ понимал, зачем проводятся такие полезные для страны мероприятия, как, например, тот же Съезд лидеров мировых и традиционных религий или празднование юбилеев аль-Фараби и Абая. В разъяснительной работе о важности сохранения нашего странового многообразия и единства, а также популяризации творчества великих представителей казахского народа, конечно же, могут играть большую роль масс-медиа и социальные сети.

В целом всему обществу нужно стремиться к тому, чтобы подняться до такого уровня сознания, на котором, как граждане единой страны, мы будем слышать друг друга, заботиться друг о друге и видеть в каждом человеке партнера по миру в нашем общем доме.

Источник

Добавить комментарий

Задать вопрос
Форма заявки

Ответ на Ваш вопрос будет опубликован в разделе "специалисты отвечают" и выслан на Ваш email.
Администрация сайта гарантирует, что введенные данные(email) будут использованы только в целях уведомления Вас об ответе специалистов и ни при каких обстоятельствах не будут преданы огласке или переданы третьим лицам.
Оставьте свой контактный номер и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

  1. Ваше имя (обязательно)
  2. Email Адрес (обязательно)
  3. Ваш телефон
  4. Ваше сообщение

×