Гульзат БИЛЯЛОВА: «Не надо доверять вслепую любой информации из соцсетей»
Durbi.kz. В своем выступлении на IX форуме религиоведов вице-министр информации и общественного развития РК Марат Азильханов отметил важность организации контрпропагандистской работы в Интернете.
Развитие современной технологии в последнее время в казахское общество кроме пользы нанесло и немало вреда. Особенно деструктивные религиозные течения пополняют свои ряды казахской молодежью путем возбуждения религиозной розни, пропаганды терроризма через интернет (по статьям 174 и 256 УК РК).
Результаты исследований показывают высокую активность религиозной жизни в Интернет, почему вся религиозная деятельность из реальной жизни ушло в виртуальную, мы решили узнать у отечественного эксперта, докторанта PhD Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева Гульзат Биляловой.
– Гульзат Дулатовна, почему эксперты отмечают переход активности религиозной деятельности в Интернет?
– Да, действительно, в свое время на улицах беспрепятственно шло распространение различных религиозных материалов и идеологии деструктивных религиозных течений, в том числе в культовых сооружениях традиционных конфессий.
Однако благодаря деятельности Агентства РК по делам религий и своевременной разработке и принятия в 2011 году Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» обеспечило ограничение распространения идеологии религиозных объединений и деструктивных течений посредством распространения религиозной литературы и информационных материалов на улицах.Кроме того, в результате перерегистрации всех религиозных объединений и культовых сооружений, отдельные религиозные деноминации не смогли получить статус религиозного объединения и были ограничены в пропаганде своего учения. Выход был найден быстро. Все это ушло в Интернет…
– Почему наша молодежь ищет информацию в Интернете?
-Увы, нет исследований в данной области, но причины очевидны. Молодежь поколения «Z» больше склонно полностью доверять социальным сетям, чем традиционным СМИ.
Сегодня можно с уверенностью констатировать, что социальные сети стали средством общения и жизни, а также поиском религиозных знаний. Существующие источники религиозных знаний в исламской сфере в большей части представлено на государственном языке, чем на русском языке, как имамы, так и интернет-ресурсы.
Незнание своего языка вынуждает русскоязычную часть населения искать религиозные знания в Интернете, а именно посредством социальных сетей и мессенджеров, в особенности нашу казахстанскую молодежь.
Поэтому русскоязычная часть казахской молодежи вместо того,чтобы узнать правильные ответы интересующих их вопросов у имамов в мечети, ищут ответы в Интернете. А это в конечном счете приводит к заблуждению…
– В каких социальных сетях преобладают представители деструктивных течений?
– Сегодня нет площадки в социальных сетях и мессенджерах, где нет представителей религиозных течений и радикальных организации, это Facebook, ВКонтакте, Instragram, Одноклассники, мессенджеры WhatsApp, Telegram и видеохостинг Youtube. Но в меньшей степени они представлены в Facebook и Twitter, это связано с активностью администрации вышеуказанных соцсетей, которые ведут работу по закрытию фейковых страниц и каналов, распространяющих противоправный контент.
Социальная сеть «ВКонтакте» одна из самых популярных площадок социальных сетей для казахстанской молодежи, ввиду удобства массива музыки и видео, стало настоящим клондайком для религиозных проповедников, в первую очередь, лидеров деструктивных религиозных течений, в т.ч. салафизма.
Большую часть текущих продвинутых и имеющих большую читательскую аудиторию страниц и сообществ в социальной сети «ВКонтакте» являются салафитскими по содержанию, при этом все они имеют традиционно исламские названия, что на первый взгляд не вызывает никакого подозрения.
При этом подобные каналы имеют хорошо подобранный контент, удобное размещение материалов, дизайн сообщества красиво оформлен и содержит большой массив материалов из постов, текстов, аудио и видеоматериалов.
– А как же наши традиционные религиозные объединения, как они работают в Интернете?
– Они тоже представлены, никто не отрицает их присутствие, однако их найти в массиве каналов и сообществ крайне сложно.К примеру, Духовное управление мусульман Казахстана представлено 18 интернет-ресурсами, где активно размещает материалы о своей деятельности, выступления муфтия и материалы теологов и имамов, также имеет свои страницы в социальных сетях, все они на казахском языке, за исключением отдельных ресурсов с переводом на русском языке.
Кроме того, в социальных сетях есть отдельные исламские сообщества и каналы, сопровождаемые сотрудниками ДУМК или студентами исламского университета «Нур-Мубарак».
Можно выделить также наличие отдельных раскрученных каналов и страниц известных в казахскоязычной среде теологов в лице Армана Куанышбаева, Ризабека Батталова и др.
Одним из раскрученных видеоканалов в «Youtube» является канал «Али», который на постоянной основе размещает видеоконтент с выступлениями популярных теологов и имамов ДУМК.
Однако они имеют такого количественного представления в соцсетях, не ведут агрессивного SMM продвижения своих материалов на всех площадках соцсетей и мессенджеров и, главное, практически не представлены материалами для русскоязычной аудитории.
Поэтому резонно, что наша русскоязычная молодежь ввиду отсутствия отечественного контента по тематике ислама в информационном пространстве вынуждена искать материалы на российских каналах и слушать материалов популярных российских проповедников, в т.ч. салафитской направленности.
– Как обезопасить молодежь от посещения подобных сомнительных каналов в социальных сетях?
– В суматохе жизни города родители большинства наших молодых казахстанцев заняты вопросами выживания, оплаты кредитов и ипотек, работают, чтобы обеспечить своих детей всем необходимым, при этом упускают важный момент, а именно внимания к своим любимым, в т.ч. их контроля в Интернете.
В практике мало, кто из родителей интересуется виртуальной жизнью своих детей, какие он каналы посещает, в том числе религиозного характера.
Начальный контроль родителей над своими детьми, в особенности при поиске религиозного контента мог бы решить текущую проблему вовлечения молодежи в ряды нетрадиционных течений.
Кроме того, остается актуальным вопрос привития критического мышления у нашей молодежи в мире фейковых новостей и распространения ложной информации, быть критичным при выборе информации из Интернета, а не доверять вслепую любой информации из соцсетей.
Увы статистика показывает, что большинство случаев, родители узнают о выборе ложного религиозного пути своих любимых чад постфактум.
–Гульзат Дулатовна, большое спасибо за беседу!