В Казахстане жены радикалов рассказывают о пережитом насилии и ужасе
Женщины вспоминают о том, как их брак превратился в кошмар, когда их избивали, унижали и держали за рабов. Все больше женщин в Казахстане рассказывают об испытаниях, выпавших на их долю, когда они вышли замуж за склонных к насилию экстремистов.
Юлия Денисенко, руководитель Ассоциации центров исследования религий в Астане, организовала встречу между корреспондентом «Каравансарая» и несколькими женщинами, подвергшихся насилию со стороны своих радикально настроенных мужей. Каждый год от семи до десяти женщин в такой ситуации обращаются к Денисенко за помощью, сказала она «Каравансараю». Денисенко уже 10 лет изучает проблему экстремизма в Казахстане. Однако количество женщин, страдающих от насилия, в Казахстане не отслеживается.
«Обратившиеся к нам женщины — лишь малая часть тех, кто столкнулся с этой проблемой, — утверждает Денисенко. — Большинство же “варится в своем соку” либо обращаются в существующие внутри радикальных общин фонды. Фонды созданы якобы для того, чтобы помогать “неверующим” женам».
По ее словам, в таких фондах женщине говорят, что «она сама виновата, что должна быть хорошей женой». Несколько женщин, которые не прислушались к таким «советам», дали интервью «Каравансараю».
«Экстремисты создают различные варианты идеологии, рассчитанные на разные слои населения и их ментальность, — сказал в интервью «Каравансараю» религиовед Бейбит Сапаралы. — Этот “яд” предлагается народу в красивом виде через культуру и религию».
Брак как инструмент радикализации женщин
Валентина Гупенко из Костаная рассказывает о своей 26-летней дочери, которая встретила будущего мужа в декабре 2014 года. Будучи этнической украинкой, ее дочь приняла ислам ради мужа и вышла за него замуж согласно законам шариата. Однако позже она поняла, что их взгляды на семейную жизнь расходятся. У ее мужа было еще две жены в других городах. Когда она отвергла его радикальные религиозные взгляды, он начал ее избивать. Ученые подобно Денисенко обнаружили, что распространенным способом вовлечения женщин в экстремистские организации является женитьба на разных женщинах во многих городах. Это называется «гастролировать по стране». Дочь Гупенко дважды уходила от мужа после избиения, но каждый раз он уговаривал ее вернуться. По словам Гупенко, последний раз она жила с ним в период с января по май 2016 года. Когда ее дочь наконец-то рассталась с обидчиком, у нее уже был полуторагодовалый сын, и она была беременна вторым, говорит Гупенко. «Однажды она позвонила мне рано утром, плакала в трубку и просила забрать домой, говорила, что иначе муж убьет ее». По словам Гупенко, она приехала, чтобы забрать дочь, и увидела, что та была покрыта синяками и ссадинами, которые нанес ее муж. Он обвинил ее в том, что она неверующая и плохая жена. После этого пострадавшая от насилия дочь Гупенко бежала за границу со своими детьми, чтобы спастись от него.
Несколько месяцев ужаса и унижений
25-летняя жительница Астаны, назвавшаяся Разией, дала интервью «Каравансараю» на условиях анонимности. В феврале 2014 года она встретила члена «Таблиги Джамаат», международной религиозной организации, запрещенной в Казахстане, а шесть месяцев спустя вышла за него замуж. «Перед свадьбой муж пообещал родителям, что будет заботиться обо мне и наших будущих детях, — сказала Разия. — Но спустя полгода после свадьбы поселил меня в двухкомнатной квартире с двумя другими своими женами. Он спал с каждой из нас по очереди, на глазах у других жен». Уставшая от унижений, Разия ушла от мужа вместе с их семимесячной дочерью в феврале 2016 года. Она не могла обратиться к родителям за помощью, потому что муж заставил ее разорвать с ними отношения. «Сейчас мы с дочерью живем у сестры, — говорит Разия. — От мужа я скрываюсь».
Женщины как «подарок» на ночь
Алия, жительница Алматы, также пожелавшая остаться неназванной, опасаясь осуждения в своей общине, вышла замуж за своего мужа в январе 2016 года в Астане, не подозревая о его экстремистских взглядах. На тот момент ей было всего 20 лет. «Однажды мой муж отдал меня на ночь [другому экстремисту-мусульманину], — рассказала она «Каравансараю». — На мой протест он заявил, что поскольку я принадлежу ему, то он может дарить меня своим братьям [по вере]». «Потом был еще один случай, когда он “дарил” меня другому человеку», — добавила она. Алия пережила шесть месяцев избиений, периодического лишения пищи и различных унижений до того, как решилась ночью бежать в Алматы в октябре прошлого года. Сейчас она проходит психологическую реабилитацию с помощью Ассоциации центров исследования религий.