Вернувшиеся с войны…. — жертвы или борцы за веру?
Одна из современных проблем Казахстана – это «увлечение» казахстанской молодёжи различными идеологиями псевдорелигий и революционных теорий. Одним из проявлений такого «увлечения» становится рост числа молодых людей, которые вступают в организации экстремистского и террористического характера, зачастую не подозревая об этом, либо становясь жертвами обмана или личных взаимоотношений. Например, начиная с 2014 г. наблюдался приток молодых людей из нашей страны в ряды Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ). Так 25-летняя Аида Сарина в 2015 году с мужем отправилась на отдых в Турцию и там, по утверждению девушки, ее мужу рассказали о чудесной жизни в новом «Исламском государстве». Эта мысль внушалась Сариным через Интернет: множество присылаемых видео роликов убедили их, что мусульмане всего мира живут там в гармонии. Первым загорелся поехать в Сирию муж Аиды, тогда и она поддалась на уговоры и отправилась вслед за ним. Однако по приезду обнаружилась совершенно другая картина. По словам Аиды, «там они поняли, что война бесполезна». Муж Аиды погиб, и после этого её жизнь превратилась в борьбу за выживание. Выбраться оттуда было практически нереально. Всех, кто хотел бежать, спустя какое-то время ловили, потом пытали. Каким-то чудом Аиде удалось выбраться в лагерь беженцев «аль-Холь», откуда её забрали люди из Казахстана в результате проведенной операции «Жусан».
Еще одной жертвой организации ИГИЛ была казахстанская студентка по имени Алия. По словам девушки, религией она увлеклась в седьмом классе, когда потеряла отца. В новой школе она познакомилась с детьми, читающими намаз и поддалась влиянию псевдоидеологии. Во время одного из визитов домой она услышала про казахов в Сирии и загорелась идеей уехать туда. Алия рассказывает, что не считала себя частью общества, в котором жила, а тех, кто не читает намаз, считала распутниками. Под предлогом оплаты учебы девушка выпросила у мамы денег, на которые сделала документы и купила билет в Москву, откуда планировала уехать в Турцию. Ее одноклассник уже находился в Сирии. Он познакомил Алию с Алиханом, который и помог девушке добраться до лагерей. Местные женщины рассказали Алие, что без мужа жить в Сирии сложно, поэтому она вышла замуж за Алихана. Они прожили вместе 10 дней, после чего Алихан уехал воевать, а она вместе с остальными поехала в Ракку. От Алихана девушка родила двоих детей. Второго ребенка он не видел – был убит. Во второй раз Алия вышла замуж за азербайджанца, которого позже убили американские военные. Путь домой был сложным: девушка несколько месяцев попрошайничала, спала в мечетях. Позже ей удалось перейти границу и попасть в лагерь курдов. «Когда мы переходили границу, над нашими головами разрывались снаряды. Бомбы взрывались в нескольких шагах», — рассказывает Алия. В лагере курдов умер третий ребенок, потому что он родился слабым. Через четыре месяца, благодаря операции «Жусан-2» Алие удалось вернуться в Казахстан.
На этих двух примерах можно увидеть, что тенденция вступления молодежи в такие организации, может носить психологический характер. Молодые люди мечтают о полной событий жизни, самореализации, достижениях, признании, уважении, любви и счастье. Однако общественный мейнстрим во многих странах подменяет все эти устремления идеалами потребительского общества, используя все имеющиеся в его распоряжении средства массовой информации. СМИ заменили семью, школу, коммуну, церковь, рабочий коллектив и т. д. Они стали мощнейшим социализатором молодежи в большинстве стран мира, включая исламские государства. Неспособность части молодёжи удовлетворить свои собственные ожидания и ожидания близких в силу объективных причин толкает их на поиск возможностей, иногда такие поиски приводят молодежь в ряды деструктивных организаций. Страх, одиночество, неудовлетворенность молодежи укладом жизни приводят к поиску опоры. Чаще всего молодежь обращаясь к интернету может наткнутся на агентов экстремистских и террористических групп, и не разобравшись в вопросе принять их как свою опору для формирования жизненных ценностей.
Рассуждает как взрослый дядька, аналитик с опытом. Какая у нас коммуна? Даже нас тогда в помине не было. Надо проще и от своего лица: «я думаю…», «на мой взгляд…» Что он думает, как сверстник девушек, о которых пишет выше? Что по этому поводу говорят его друзья? Или большинство молодежи эта тема вообще не интересует? Почему его эта тема заинтересовала?
ИГИЛ использует очень действенные методы воздействия, ложно интерпретируя религиозные взгляды и выставляя на показ экономический достаток. Легко завлекают в ряды ИГИЛ людей, которые пережили какой-либо жизненный кризис, чаще всего это смерть близких людей. И сейчас стоит актуальным вопрос о предотвращении и профилактике попадания наших граждан в такие сложные ситуации. Самым действенным на данный момент способом является массовая осведомленность, если предупредить молодых людей, исповедующих ислам, христианство, то можно их предостеречь от подобных шагов в будущем. Кто-то может сопоставить такой метод с неким принуждением, но если мы не будем говорить о такой острой теме, то значит, будем ее поощрять. Нужно рассматривать доступные возможности вовлечения молодежи в жизнь нашей страны, показывать, что праведный путь здесь, а не на войне.
Вдовиков Андрей, студент 2 курса «История»
КГПУ им.У.Султангазина, член областной ИРГ по вопросам религий