Борьба с невежеством — ключевой фактор в борьбе с деструктивными течениями

АСТАНА. 10 октября. КАЗИНФОРМ — Сегодня для Казахстана очень важно сохранить общественную и политическую стабильность, и в этом плане очень чувствительной сферой является религия. В беседе с нашим корреспондентом председатель Агентства по делам религии Кайрат Лама Шариф разъясняет сегодняшнюю  ситуацию в стране и рассказывает о путях и методах борьбы с экстремизмом.


— Кайрат Кайырбекулы, иногда говорят, что ислам плохо совмещается с современным образом жизни, с образованием и наукой. Что Вы можете сказать по этому поводу?

— В нашем — ханафитском, — мазхабе сложилось уважительное отношение к общечеловеческим и национальным ценностям, к достижениям науки и культуры. Действительно, современное общество ставит вопрос о том, как можно сочетать растущую религиозность и модернизацию общества. Модернизация нашей страны связана с формированием в обществе таких ценностей, как справедливость, честность, духовность, знание, труд, доверие и верховенство права. Все эти ценности являются и ценностями ислама. Во время проповедей в мечетях должны звучать не только призывы к вере, но и призывы молодежи к духовному развитию, образованию, самосовершенствованию, труду во благо общества. Хочу напомнить, что в эпоху мусульманского Ренессанса религия способствовала высокому уровню культуры, науки, философии, образования. К сожалению, есть силы, которые противопоставляют религию и светскую жизнь. В действительности, вера не должна отрывать наших граждан, в первую очередь молодежь, от знаний, образования, семьи, народных обычаев и традиций.

— За годы независимости, когда были сняты прежние запреты и люди начали возвращаться к религии, у нас распространились радикальные религиозные течения. Как, на Ваш взгляд, можно противостоять их влиянию?

— Распространению экстремистских идей в обществе нужно противодействовать, прежде всего, интеллектуально. И здесь очень важна роль теологов, в сочетании с иными мерами воздействия по нейтрализации религиозных экстремистов. Опытные теологи, религиоведы, эксперты в сфере религий должны грамотно и квалифицированно противодействовать идеологам экстремистов и радикалов.

— Различают понятия «профилактика религиозного экстремизма» и «противодействие религиозному экстремизму». Чем они отличаются?

— Профилактика экстремизма представляет собой систему правовых, организационных, воспитательных, пропагандистских и иных мер. Наше Агентство проводит информационно-пропагандистские мероприятия, создает информационно-пропагандистские группы по обеспечению свободы вероисповедания и предупреждению религиозного экстремизма среди населения. В ходе своей работы информационно-пропагандистские группы стараются охватить максимально широкие социальные слои и, в первую очередь, молодежь, довести до населения истинные гуманистические начала религии, привить им традиционные духовные ценности и сообщить об опасности вовлечения в радикальные религиозные жамагаты. Только за первое полугодие 2012 года проведено порядка 1 600 мероприятий, охват населения составил более 53 500 человек.
Противодействие экстремизму — это деятельность государственных органов, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя; на обеспечение целостности и национальной безопасности нашей многоконфессиональной страны от экстремизма; на предупреждение, выявление, пресечение экстремизма и ликвидацию его последствий. В это понятие входит также выявление и устранение причин и условий, способствующих появлению экстремизма.

В целом, можно сказать, что в нашей стране на законодательном уровне приоритет отдается предупреждению экстремизма на стадии его возникновения.

— Что собой представляет религиозный экстремизм в Казахстане и каковы сегодняшние экстремисты?

— Экстремизм начинается с идеологии, то есть с тех идей, которые мотивируют и направляют людей к действию. Поэтому религиозный экстремизм можно назвать последствием распада СССР, когда рухнули старые идеалы, а новых общество еще не создало. Именно тогда потянулись к постсоветскому пространству со всего земного шара последователи различных вариантов общественного и государственного устройства. Не остались в стороне и зарубежные религиозные и религиозно-политические группы. В таких условиях именно молодежь, как поколение на разломе эпох, в первую очередь подверглась идеологическому влиянию, а, может быть, даже идеологической диверсии со стороны зарубежных экстремистских центров.
  Религиозный экстремист в Казахстане — это человек 20-30 лет, который воспринял пришедшие извне идейные установки, а иногда даже подвергался идеологической манипуляции. К этому необходимо добавить слой социальных проблем. В силу субъективных и объективных причин не все люди находят свое место в жизни. Чувствуя отчужденность от ряда социальных благ, такой молодой хочет стать частью какой-то значимой и влиятельной группы или даже общественной силы. Открытый сегодня канал для выхода маргинальной энергии — религиозный экстремизм. Поэтому экстремист — это обязательно человек с проблемами: идеологическими, социальными, финансовыми, а также психологическими.

— Приверженцы некоторых нетрадиционных для Казахстана религиозных течений выделяются своим внешним видом — например, ходят в коротких брюках и с бородой, а девушки в хиджабе? Насколько такие образы соответствуют социальному портрету экстремиста?

—  С одной стороны, вопрос бороды и ношения одежды, предписанной религией, — это вопрос личного выбора каждого человека. Кстати, такие внешние отличия характерны и для православного христианства. Конечно, борода и одежда не говорят о принадлежности человека к экстремистам. Скажу более, человек с экстремистскими устремлениями может намеренно изменить облик, который ему приписывают, чтобы слиться с окружающим обществом для достижения своих неправомерных целей. С другой стороны, религиозную мотивацию в выборе одежды трудно назвать уместной при работе, например, на государственной службе или в общеобразовательной школе. В светском государстве нужен какой-то один, общий для всех и нейтральный стандарт.

— В последние годы часто говорят о салафизме. Скажите, чем отличается салафизмот традиционного для Казахстана ханафитскогомазхаба?

— Прежде всего, мазхабы в суннитском исламе нельзя сравнивать, например, с православием и католичеством в христианстве. Само слово «мазхаб» буквально означает «направление движения». Есть «мазхабы по фикху» — исламскому праву, и есть «мазхабы по акыде» — вероубеждению. То есть правовые школы шариата — это одно, а богословские школы с их представлениями о боге — это другое. «Мазхабами» называют правовые школы, а богословские школы называют  «акыдами». По этим двум признакам можно классифицировать все направления в исламе. Традиционных правовых мазхабов — четыре: ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский. Крупнейших богословских школ две — ашаритская и традиционная для всей Центральной Азии — матуридитская. В странах широкого распространения салафизма — это Саудовская Аравия и некоторые соседние с ней страны Персидского залива — преобладает ханбалитскиймазхаб. Но сам салафизм не считает необходимым строго придерживаться одного мазхаба, некоторые из салафитских ученых вообще отрицают такую необходимость. Салафиты считают, что исповедуют чистуюакыдусалафов — буквально «предков, предшественников». Так называют в исламской традиции первые «три праведных поколения», то есть сподвижников пророка Мухаммада и два последующих поколения мусульман. Большинство салафитов в Казахстане на корню отрицают большинство казахских традиций, считая их «бидъатом» («недозволенным новшеством») или «ширком» («приданием Аллаху сотоварищей»). Кроме того, они нередко берут фетвы саудовских шейхов, вынесенные ими, вообще-то, для своих сограждан — саудитов, и начинают механически применять их в Казахстане. Но уже сейчас салафиты в большинстве регионов ведут себя намного осторожнее, чем в 2000-е годы. Некоторые даже соглашаются принять традиционный ханафитский мазхаб в своей повседневной практике.

— А те, кто совершают террористические акты, взрывают себя, стреляют в полицейских — кто они?

— Это делают такфиристы и джихадисты. Собственно, это две стадии единого процесса, от такфира до объявления джихада — один шаг. По своим богословским взглядам они относятся к салафитам, то есть исповедуют салафитскуюакыду, но в политическом плане действуют по методу Саида Кутба — египетского радикала, казненного в 1966 году. Он же — один из идеологов радикального крыла движения «Братья-мусульмане». Поэтому мы считаем, что такфиризм представляет собой одну из самых опасных разновидностей религиозного экстремизма. Сделать «такфир» — значит, объявить кого-то неверующим. В традиционном фикхе — исламском праве — четко определены условия вынесения такфира, и все они грубо нарушаются нашими доморощенными радикалами. Именно поэтому так необходимо повышение религиозной грамотности наших мусульман — чтобы любой мог запросто указать такфиристу на его очевидные ошибки. Поэтому, еще раз повторю, что ключевым фактором в борьбе с деструктивными течениями является борьба с невежеством. Только при этом условии дадут результат другие меры по борьбе с экстремизмом и терроризмом.

— Помимо салафитов, в последнее время все чаще можно слышать о движении под названием «Таблигижамагат». Что вы можете о нем сказать?

— «Таблигижамагат» — буквально это означает «Община проповеди». Это аполитичное, пацифистское религиозное движение, организованное в 1926 году в Индии духовным учителем по имени Маулана Мухаммад Ильяс.  Таблиговцы считают, что главное — это искренность в вере, прилежная практика и активная проповедь от двери к двери. За внешней аполитичностью таблиговцев все же проявляются признаки неприятия светских устоев государства и органов государственного управления. Они старательно насаждают обществу особый образ жизни, подразумевающий аскетизм, беспрекословное подчинение своему руководителю. Кроме того, приверженцы этого движения часто пренебрегают работой, заботой о благосостоянии своих семей.

— Спасибо за беседу.

Автор: Мейрамбек Байгарин

Добавить комментарий

Задать вопрос
Форма заявки

Ответ на Ваш вопрос будет опубликован в разделе "специалисты отвечают" и выслан на Ваш email.
Администрация сайта гарантирует, что введенные данные(email) будут использованы только в целях уведомления Вас об ответе специалистов и ни при каких обстоятельствах не будут преданы огласке или переданы третьим лицам.
Оставьте свой контактный номер и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

  1. Ваше имя (обязательно)
  2. Email Адрес (обязательно)
  3. Ваш телефон
  4. Ваше сообщение

×