Беспокойство вполне оправдано — эксперт о существовании экстремистских организаций в Казахстане
Проблема экстремистских организаций в разных формах ее проявления представляет угрозу не только для мирового сообщества, но и для национальной безопасности отдельно взятых государств, их территориальной целостности, конституционных прав и гражданских свобод.
Эта проблема коснулась и Казахстан. Экстремистские организации начали свою деятельностью здесь еще с начала 2000-х, а к нынешнему времени некоторые из них уже обладают определенными и четко сформулированными идеологическими особенностями.
Дабы разобраться в истоках этой проблемы, а также выяснить, чем обусловлена ее актуальность в казахстанском пространстве на данный момент, корреспондент медиа-портала Caravan.kz обратился к Диане ЕСЕНОВОЙ, руководителю Отдела информационной работы Международного центра культур и религий Комитета по делам религий.
— Республика Казахстан, как часть мирового сообщества, ощущает угрозы роста активности радикальных религиозных течений так же, как и наши соседние страны, — Россия и государства Центральной Азии, — отметила госпожа ЕСЕНОВА. — Религиозный фанатизм и радикализм причиняютопределенный урон конституционным основам и светским принципам развития государства, а также и традиционным духовным ценностям представителей разных народов. В РКесть приверженцы радикальных и незарегистрированных религиозных течений, а также запрещенных по решению суда террористических и экстремистских организаций. Поэтому в условиях быстроизменяющегося мира вопросы, связанные с религиозным экстремизмом, актуальны для всех государств, в том числе и для Казахстана.
— Каковы главные противоречия идеологии экстремистских организаций в отношении более общепринятых духовных и идейных основ?
— Говоря о противоречиях идеологии, необходимо понимать, что сегодня, прикрываясь религиозными понятиями, различные деструктивные силы стали, по сути, манипулировать человеческим сознанием. Все это не может не вызывать у людей беспокойства, что на смену достижениям светского демократического государства могут прийти средневековые порядки и смута. И их беспокойство вполне оправдано. Как показывает опыт некоторых стран, такие изменения могут произойти за очень короткое время. Сегодня деструктивные течения распространяют фундаментализм и устаревшие религиозные догмы.
Наш спикер подчеркнула, что вместе с этим, насильственный экстремизм, как идеология международного терроризма, прикрывающаяся религиозными лозунгами, набирает обороты и обезличивает человеческие права и свободы.Также это наносит серьезный урон религиозному, духовному и культурному наследию человечества, подрывая авторитет религий и представляя угрозу для всего мирового сообщества. Наблюдаются случаи провоцирования представителями радикальных религиозных течений конфликтов с официальным духовенством.
— В чем главные причина образования и развития экстремистских настроений в Казахстане?
— Сегодня почти на каждого влияет открытость информационного пространства и процессы глобализации. Интернет, в особенности социальные сети, оказывают массированное идеологическое воздействие на сознание людей. В социальных сетях зачастую идет «вербовка» в особенности молодежи в экстремистские и террористические организации. Зачастую молодежь, не обладая религиозной грамотностью, а также, не подвергая информационные материалы (видеоролики, аудиофайлы, посты) критическому мышлению, «слепо» доверяют написанному либо прослушанному материалу начинают распространять в социальных сетях материалы экстремистского содержания. Не осознавая, что за распространения информационных материалов, содержащих в себе признаки религиозного экстремизма, в социальных сетях в том числе, предусмотрена уголовная ответственность.
— А какова статистика, касательно экстремистских организаций на территории страны? Насколько она критична?
— На сегодняшний день на территории нашей страны запрещены около 25 террористических и экстремистских организаций. Говоря о статистике, нужно понимать, что между принадлежностью человека к деструктивному течению или традиционному течению (более фундаменталистского толка) – очень тонкая грань. Итут легко ошибиться, — подметила ЕСЕНОВА.
Но, по словам эксперта, для безопасности и стабильности в обществе в практическом плане куда большие риски представляет не принадлежность к какому-либо течению, а именно степень радикализациигражданина.
— Поэтому данная статистика, на мой взгляд, критична, — добавила она.
— Насколько эффективны меры государственных органов в борьбе с этими организациями? И в чем их главная особенность?
— Сегодня уполномоченными государственными органами проводится многоплановая работа по пресечению попыток использования религии в деструктивных целях, а также профилактике религиозного экстремизма и терроризма. Комплексная работа ведется по двум основным направлениям: общая профилактика и целевая реабилитация граждан. Общая профилактика нацелена на формирование в обществе атмосферы неприятия религиозно-экстремистской идеологии, повышение религиозно-правовой грамотности населения, в свою очередь целевая реабилитация реализовывается через индивидуальную работу с группами риска, т.е. теологического переубеждения лиц, вовлеченных в идеологию нетрадиционных и экстремистских течений.
Необходимо отметить также, что действенным механизмом проведения профилактической работы являются действующие республиканская и местные информационно-разъяснительные группы по вопросам религий. В целом в обществе наблюдается усиление негативного отношения к идеям нетрадиционных религиозных течений.
Действующие законы в стране сегодня позволяют пресекать незаконное проповедничество, нелегальные религиозные собрания и не допускать распространения радикальной религиозной идеологии, — резюмировала ЕСЕНОВА.