Алексей Панков: Казахстанская идеология учит терпимости, в том числе в религиозном аспекте
О роли религии в современном обществе, ее взаимосвязи с политическим строем и казахстанском опыте построения модели, основанной на толерантности и взаимоуважении, порталу NUR.KZ в интервью рассказал философ, религиовед, член Международного культурологического сообщества Алексей Панков.
— Алексей Геннадьевич, в последнее время все чаще слышатся споры о том, насколько важна религия в современном мире. Одни говорят, что она утратила свое влияние, другие категорически не согласны с этим. Каково ваше мнение?
— Вне всяких сомнений, религия в современном обществе продолжает играть очень важную роль. На ней зиждется социальная модель, которую используют большинство культур мира, воспитание подрастающего поколения и, более того, она сильно связана с системой государственного управления. Так исторически сложилось, что любое государство, обозначившееся на мировой карте, должно уделять достаточно внимания сохранению и укреплению религиозного начала. В данном случае религию стоит воспринимать как потребность людей, как необходимость для нормального ментального состояния и гармоничного пребывания в общественной среде.
Разумеется, роль религии в нашем сегодняшнем обществе отнюдь не так глобальна, как в Средневековье или даже два века назад. Научный и технологический прогресс, которого достигло и продолжает достигать человечество, повлияли на восприятие религиозной культуры. Если кому-то кажется, что это началось во второй половине XX века, то он заблуждается. Люди и десять, и двадцать, и тридцать веков назад подвергали теологические учения сомнению, осуждению или даже попыткам искоренения. Понятие «атеос», то есть отрицающий богов, использовалось в Древней Греции как минимум в 450 году до н.э. И, как бы то ни было, это не повлияло на возникновение новых религиозных течений, которые существуют по сей день, имея сотни миллионов приверженцев по всей планете.
— Что вы могли бы сказать об отношении современных казахстанцев к религии?
— Согласно последней статистике, подавляющее большинство жителей Казахстана относят себя к той или иной религиозной группе. Около 87% казахстанцев причисляют себя к верующим. Причем людей, которые могут назвать себя атеистами, не так много – порядка 2-3%. Данные цифры говорят нам о том, что Казахстан относится к тем странам, где приверженность населения к религии находится на отметке выше средней, если говорить относительно всей планеты.
Традиционно религия очень сильна в мусульманской культуре: в некоторых арабских государствах число верующих может достигать стопроцентного показателя, согласно официальной статистике. В то же время в некоторых европейских странах число нерелигиозных людей в процентном соотношении достигает половины и даже более от всего населения. В качестве примеров можно назвать такие страны, как Нидерланды и Эстония.
Казахстан характерен тем, что здесь проживают представители разных конфессий, их право на свободу выбора вероисповедания защищено Конституцией. Конечно, большой религиозный подъем Казахстан пережил после распада Советского Союза, как и другие республики бывшей страны.
Этот процесс еще раз демонстрирует нам то, насколько религия зависит от политического строя. Выбранный идеологический курс напрямую влияет на развитие религиозности населения. И опять-таки мы видим, что 70 лет социализма, тоталитаризма и пропаганды безбожия никак глобально не повлияло на отношение людей к религии, напротив, ее позиции только укрепились.
Возвращаясь к Казахстану, стоит сказать, что в стране созданы все условия для комфортного существования различных религиозных течений. Отметим, что в республике есть представительство всех крупнейших мировых религий: ислама, христианства (православие и католицизм), иудаизма, буддизма. В отличии от некоторых других стран в Казахстане отсутствует противоборство между сторонниками той или иной конфессии или какие-либо притеснения на религиозной почве. В этом плане наша страна показывает пример того, как люди разных национальностей, культур и вероисповеданий могут уживаться на одной земле, при этом сохраняя свою уникальность.
— Сколько в нашей стране религиозных учреждений? Насколько нам известно, их число растет с каждым годом.
— В Казахстане действуют около 2700 мечетей. Большинство из них были построены за последние 30 лет. Это говорит о том, что интерес к религии среди мусульман только растет. В праздничные дни и в пятницу, главный день для приверженцев ислама, в мечетях собирается огромное количество людей.
Государство, понимая потребность населения в религиозных объектах, довольно охотно выделяет деньги на их строительство. Кроме того, мечети очень часто строятся на средства частных лиц – крупных бизнесменов или простых прихожан. Особенно такая практика широко распространена в казахстанских регионах. В исламе традиционно приветствуются инициативы состоятельных людей, которые хотят и могут позволить себе выделить деньги на возведение мечети.
Нельзя не отметить тот факт, что в этом году в Астане открылась новая мечеть, которая стала самой большой в Центральной Азии. Это по-настоящему великолепное архитектурное сооружение стало новой достопримечательностью Астаны. В ней сочетаются традиции Востока, казахский национальный колорит и дух современности.
В столице еще есть канал Акбулак, где неподалеку друг от друга располагаются сразу три религиозных объекта: католический собор римской церкви, синагога и храм украинской греко-католической церкви. Такое близкое расположение объектов культа представителей разных конфессий и приходов очень хорошо характеризует отношение Казахстана к религиозному разнообразию.
— Как вам кажется, за счет чего Казахстану удается сохранить это самое религиозное разнообразие?
— Во-первых, свою роль играет рациональный и инклюзивный подход, которого казахстанское руководство придерживается с момента обретения независимости и по сей день. Хотим мы этого или не хотим, но идеология сильно влияет на наше восприятие действительности, мировоззрение, взгляды и поступки. Слово «идеология» у нас принято понимать в негативном ключе, но ведь сама идеология не обязательно несет в себе отрицательный посыл. Идеи могут быть концептуально верными, направленными на сохранение мира и призывающими людей уважать культуру другого народа. Казахстанская идеология учит терпимости, в том числе и в религиозном аспекте.
Во-вторых, стоит сказать о менталитете самих людей, который формировался десятилетиями и веками. Казахский народ, к примеру, начал проявлять толерантность к представителям других этнических групп не 30 лет назад, а намного раньше. Культура приятия чего-то другого, отличающегося от привычного, формировалась в течение веков и передавалась из поколения в поколение. Это очень ценное национальное качество, которое особенно четко выделяется в текущее непростое время, когда государства в мире стали ссориться куда чаще.
Не стоит забывать и об историческом аспекте. Жизнь в казахской степи никогда не была простой. Людям приходилось предпринимать невероятные усилия, чтобы выжить и вырастить детей. Сложности, как правило, закаляют и вырабатывают в людях лучшие моральные качества. Еще вспомним о том, что эта земля издавна была перекрестком, где встречались различные культуры и народы, здесь когда-то проходил Великий шелковый путь. В том числе по этой причине казахи в незнакомом человеке прежде всего видят потенциального друга, союзника.
— Сегодняшнее положение дел в мире не выглядит оптимистичным: страны воюют, вводят санкции, ссорятся и угрожают друг другу. Как вы думаете, может ли религия стать объединяющим фактором в данной сложной ситуации?
— Мне кажется, сегодняшний Казахстан может служить примером для тех стран, где наблюдаются конфликты на национальной или религиозной почве. Давайте скажем честно: в мире подобных горячих точек предостаточно. Если раньше мы говорили о конфликтах и столкновениях на Ближнем Востоке, в Африке или Юго-Восточной Азии, то сейчас мы наблюдаем войну совсем рядом – на территории бывшего СССР. Политическая риторика президентов разных стран стала настолько жесткой, что в мире уже всерьез говорят о ядерной угрозе и Третьей мировой войне. Рассчитывать на главенство принципов толерантности, человеколюбия, взаимопомощи в такой обстановке, к сожалению, не приходится.
Не может не радовать, что даже сейчас казахстанскому руководству удается удерживать необходимый баланс как во внутренней, так и внешней политике. Наша страна стоит на том пути, который был выбран давно, и она ему неотступно следует. Президент понимает, что любое необдуманное решение или резкое высказывание может спровоцировать тех, кто только этого и ждет. Нельзя давать радикально настроенным группам возможности на то, чтобы расшатать ситуацию в государстве. Действующее руководство справляется с этой задачей – это внушает оптимизм и достаточную степень успокоенности.