Совершенствование законодательства – требование времени
29 января в Мажилисе Парламента РК министр по делам религий и гражданского общества РК Нурлан Ермекбаев презентовал пакет поправок в законодательство по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений.
{jcomments on}
Разработка Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений» была начата в прошедшем году по поручению Главы государства в период разработки «Концепции государственной политики по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в РК на 2017-2020 гг.»
То есть, фактически шла работа над будущими изменениями и дополнениями в законодательство страны, в соответствии с целями и задачами Концепции и препятствовать распространению и влиянию деструктивных религиозных учений, идей религиозного экстремизма и терроризма, укреплению светских основ государства.
Подготовка проекта Закона является примером своевременного совершенствования государственно-конфессиональных отношений, конкретизации прав и обязанностей субъектов религиозной деятельности, а также регулирование религиозной сферы в соответствии с требованиями и вызовами времени,
Следует подчеркнуть, что предложения по поправкам в законодательство готовились при активном участии казахстанцев, представителей конфессий. Были изучены мнения и предложения граждан, государственных органов, религиозных объединений, неправительственных организаций и экспертного сообщества. Также большое внимание было уделено изучению и применению норм международного опыта.
Всего Законопроект предусматривает 53 изменений и дополнений в 12 законодательных актов (3 кодекса и 9 законов). В основном они направлены на уточнения правовых норм, конкретизацию понятий, мер ответственности.
Естественно, что более всего их предложено в Закон РК от 11 октября 2011 года «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»
В условиях, когда идёт борьба со всеми проявлениями религиозного экстремизма и радикализма, введение новых понятий «деструктивное религиозное течение» и «религиозный радикализм» позволит избегать их свободных толкований и правовой оценки деструктивных действий сторонников радикальных учений.
Судите сами: «деструктивное религиозное течение – совокупность религиозных взглядов, идей, а также учение, представляющие угрозу охраняемым правам и свободам человека, способные ослабить и (или) разрушить нравственные устои, духовные и культурные ценности и традиции» и «религиозный радикализм – крайняя, бескомпромиссная приверженность лица религиозным взглядам и вероубеждениям, сопровождаемая призывами и действиями по навязыванию иным лицам беспрекословного выполнения религиозных предписаний и догм» (выделено авт).
Предусмотрены изменения и в получении религиозного образования. Учитывая, что нередко казахстанцы самостоятельно получают зарубежное духовное образование, не соответствующее традиционным учениям, и становятся носителями идей радикализма. Поэтому предусмотрено, что «Получение гражданами Республики Казахстан духовного (религиозного) образования в зарубежных государствах допускается только после получения высшего духовного (религиозного) образования в Республике Казахстан. Исключение составляют обучение за рубежом на основании международного договора (соглашения), а также случаи отсутствия у зарегистрированных религиозных объединений духовных (религиозных) организаций образования в Казахстане».
Сейчас многие обсуждают вопрос о запретах на ношение одежды с элементами религиозной атрибутики. Да, запрет такой вводится. Но он касается только принадлежности к деструктивным течениям: «Не допускаются использование, ношение и распространение в общественных местах внешних атрибутов, предметов одежды, демонстрирующих принадлежность к деструктивным религиозным течениям». «Запрещается ношение в общественных местах предметов одежды, препятствующих распознаванию лица, за исключением случаев, когда это необходимо для исполнения служебных (должностных) обязанностей, в медицинских целях, гражданской защиты, при погодных условиях, а также для участия в спортивных, спортивно-массовых и культурно-массовых мероприятиях».
Что касается конкретики, то и здесь есть разъяснения: «Признаки, определяющие принадлежность к деструктивным религиозным течениям, включая внешние атрибуты, предметы одежды, утверждаются совместным нормативным правовым актом уполномоченного органа, органов национальной безопасности и внутренних дел».
Признаки могут включать как внешние, так и идеологические, концептуальные, психологические и другие признаки.
В частности, Министр по делам религий и гражданского общества Н.Ермекбаев так дал пояснение по этому поводу: «И потом, предлагается ввести запрет на публичную демонстрацию этих признаков. Например, к внешним признакам деструктивных религиозных течений могут быть отнесены такие вещи, как характерные для радикальных течений в исламе. Например, проповедование нетерпимости, одежда, закрывающая лицо, характерная борода, укороченные штаны. Но не каждый из них в отдельности, а только в комплексе, и специальная экспертиза будет давать определение, является ли это признаком деструктивных религиозных течений».
Запрет на ношение в общественных местах предметов одежды, препятствующих распознаванию лица, также предлагается прописать законодательно. Так, в Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях: «Нарушение требований законодательства в отношении ношения в общественных местах предметов одежды, препятствующих распознаванию лица, – влечет предупреждение либо штраф на физических лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей», в Законе «О рекламе»: «Запрещается использовать в рекламе внешние атрибуты, предметы одежды, демонстрирующие принадлежность к деструктивным религиозным течениям».
Эта норма будет распространяться на всех казахстанцев, на иностранцев (кроме имеющих дипломатический иммунитет), и лиц без гражданства.
Сейчас довольно можно много читать и слышать о предложениях возвращении к семейно-брачным отношениям по религиозным нормам. Имеются примеры, когда незаконное бракосочетание, в том числе с несовершеннолетними, нередко бывают вне культовых зданий и учреждений у представителей деструктивных течений. И такие брачные союзы у приверженцев деструктивных религиозных течений исламского толка расторгаются простым устным заявлением мужчины. В результате страдают женщины, дети.
Законодательно будет закреплено, что «Не допускается совершение религиозных обрядов и церемоний по заключению или прекращению брака (супружества) вне культовых зданий (сооружений). Причём такой брак/развод юридически не признаётся.
С учётом того, что всё больше детей привлекают к различным религиозным обрядам, законодательно предлагается повысить требования к проведению богослужений, религиозных обрядов, церемоний, собраний с участием несовершеннолетних.
Так, в Законе РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» нормативно закрепить «Несовершеннолетние, не достигшие шестнадцати лет, за исключением лиц, обучающихся в духовных (религиозных) организациях образования, могут участвовать в богослужениях, религиозных обрядах, церемониях и (или) собраниях при сопровождении одного из родителей, совершеннолетних близких родственников или иных законных представителей несовершеннолетнего, а также при отсутствии возражения второго родителя или законного представителя несовершеннолетнего.».
Несмотря на то, что каждый гражданин Казахстана имеет право на «Осуществление свободы исповедовать религию или убеждения», ряд ограничений предполагается для государственных служащих: «Работники организаций, финансируемых из государственного бюджета и средств бюджета Национального Банка Республики Казахстан, не вправе использовать служебное положение и связанные с ним возможности в интересах религиозных объединений, а также принуждать иных лиц к участию в деятельности религиозных объединений, религиозных обрядах и (или) обучении религии» и «Никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан».
Всё это не ограничивает право госслужащих посещать культовые учреждения, участвовать в религиозных мероприятиях в нерабочее время. При этом они всегда обязаны помнить о своём статусе и соблюдать этику госслужащего.
Ряд предлагаемых поправок предусматривает изменения компетенции государственных органов.
Прежде всего, министерству по делам религий и гражданского общества предложено закрепить компетенцию по проверке деятельности религиозных объединений и по оценке численности приверженцев деструктивных религиозных течений. Это будет способствовать более компетентной оценки религиозной ситуации в стране, принятию оперативных мер по пресечению деятельности радикалов от религии.
В компетенцию местных исполнительных органов районов, городов областного и районного значения предлагается закрепить обязанность проводить изучение и анализ религиозной ситуации в регионе; анализ деятельности религиозных объединений, миссионеров, духовных (религиозных) организаций образования, действующих в регионе.
В Уголовно-исполнительном кодексе РК предлагается наделить КУИС компетенцией по утверждению правил по организации целенаправленной работы теологических реабилитационных служб с осужденными лицами в учреждениях уголовно-исполнительной системы по согласованию с Комитетом национальной безопасности и уполномоченным органом в сфере религиозной деятельности». Это даст возможность им работать в правовом поле.
Предложено расширить функции МВД по профилактике преступлений, связанных с религиозной деятельностью. В частности «объявлять физическим лицам в письменной форме обязательные для исполнения официальные предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения экстремистских и террористических преступлений, расследование которых отнесено к компетенции органов внутренних дел, а также административных правонарушений в сфере религиозной деятельности», чтобы не привлекать сразу людей к уголовной или административной ответственности, поставить таких лиц на криминалистический учет, а также проводить для этого необходимые следственные действия.
Эти и другие предложения в законодательство по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений нельзя рассматривать как ограничения прав верующих, конфессий. Поправки способствуют более чёткому исполнения законов в сфере религии, противостоят деструктивным действиям сторонников религиозного экстремизма, ограждают граждан, семьи, детей от их влияния.
В конечном счёте, выигрывают и сами конфессии, так как работа в чётком правовом поле позволит им в нужном случае отстаивать свои права и верующих в правовом поле. Так как, в соответствии с законодательством «Осуществление свободы исповедовать религию или убеждения подлежит ограничению только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения». Для тех, кто работает в сфере религии, поправки в законодательство позволят более эффективно реализовывать государственную политику в тесном сотрудничестве с другими государственными органами, общественными организациями, религиозными конфессиями. Источник