Саялбек Гиззатов: изменения в религиозное законодательство весьма актуальны
В Казахстане вносятся поправки в религиозное законодательство – соответствующий законопроект был презентован в Мажилисе Парламента РК министром по делам религий и гражданского общества Нурланом Ермекбаевым. Законопроект предусматривает изменения, направленные на укрепления светскости в Казахстане, также планируется, что закон оградит граждан от влияния религиозных течений, признанных деструктивными в нашей стране. Суть грядущих поправок разъяснил руководитель областного управления по делам религий Саялбек ГИЗЗАТОВ.
{jcomments on}
– Саялбек Махамбетович, насколько известно, законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений» предполагает серьезные поправки в законодательство в религиозной сфере. Какие предпосылки послужили причиной для разработки данного законопроекта?
– Религиозная ситуация по всему миру и в нашей стране является сложной, так как сейчас есть такое явление, как религиозный экстремизм и терроризм. По всему миру происходят теракты, что вызывает беспокойство за безопасность людей. Часто, когда представители областного управления по делам религий проводили встречи с населением, люди задавали нам вопросы относительно ужесточения законодательства в сфере религии. В частности, большое число подобных вопросов касалось тех женщин, которые из религиозных соображений носят полностью закрытую одежду, не позволяющую идентифицировать лицо, что также вызывало беспокойство и страх у населения. При разработке изменений и дополнений были учтены предложения компетентных государственных органов, которые в практике столкнулись с определенными трудностями реализации закона, мнения научно-экспертного сообщества, жалобы населения на деятельность некоторых религиозных объединений и деструктивных течений.
Также учитываются текущие тенденции и изменения в религиозной сфере, не имеющие на данный момент правового регулирования. С учетом всех этих предложений, в том числе, поступивших от населения, был разработан новый законопроект, который был презентован министерством по делам религий и гражданского общества РК в Мажилисе Парламента РК 29 января текущего года.
Сейчас данный законопроект рассматривается в Парламенте. В нем предусмотрен целый ряд поправок по религиозному законодательству, и в настоящее время нашим управлением проводится разъяснительная работа с населением, для чего нужны данные поправки, на что они направлены. Прежде всего, гражданам необходимо понимать, что данные меры служат делу безопасности и профилактике религиозного экстремизма и терроризма. Как мы знаем, в 2017 году в связи с произошедшими терактами и ростом угроз терроризма в ряде стран Западной Европы были ужесточены нормы законодательства.
Поэтому понятно, почему Министерство по делам религий и гражданского общества Казахстана инициировало необходимость внесения новых норм в законодательство. Это позволит своевременно предотвращать существующие угрозы и рост негативных тенденций в религиозной сфере.
– Каковы основные изменения и дополнения, предусмотренные законопроектом?
– Во-первых, это признание прав атеистов. В светском государстве человек имеет право на свободу вероисповедания, а также имеет право не верить и не являться приверженцем никакой религии. Верить или не верить в Бога – это личное дело каждого. В новом законопроекте признаются в равной степени, как права верующих, так и права неверующих. Это делается для профилактики радикализации человека, так принято в самых развитых государствах, и это важный шаг.
Второе необходимое, на мой взгляд, изменение регламентирует поведение людей в общественных местах, а именно запрещается публичная демонстрация внешних признаков и атрибутов деструктивных религиозных течений. К данному вопросу в законопроекте подошли комплексно, чтобы не допускать использование религии в деструктивных целях и перекрыть каналы распространения радикальной идеологии. В законопроекте нет такой детализации признаков, в нем ни словом не упоминается о бороде, штанах, никабе, и недавно министр по делам религий и гражданского общества говорил об этом в своем интервью. Но запрещается ношение одежды, которая полностью закрывает лицо и мешает идентификации личности. Особо стоит отметить, что эта мера направлена на усиление мер безопасности, а не на борьбу с религией.
Также хотелось бы прояснить вопрос относительно ношения бороды. Да, население действительно с недоверием относится к людям, которые носят длинную, неряшливую, неопрятную бороду, так как считают их радикалами. Но необходимо понимать, что по одному только наличию такой бороды нельзя называть человека приверженцем деструктивизма, и законопроект предусматривает комплексный подход к этому вопросу. Введен такой термин, как «деструктивное религиозное течение», по которому и предусмотрен комплекс мер. Допустим, человек действительно носит неопрятную бороду, но приверженцем никакой религии не является, не посещает культовые сооружения и не соблюдает религиозные обряды – борода может быть атрибутом моды, хипстерской субкультуры или даже признаком санитарной запущенности.
Поэтому важно определить, придерживается ли данный человек идеологии деструктивных религиозных течений. Деструктивными считаются те течения, которые выступают против норм человеческой жизни, против государства и традиционных духовных ценностей, не признают светское общество. Как вы знаете, ряд организаций, распространявших религиозные идеи деструктивного характера, были запрещены на территории Казахстана решениями суда, например, «Таблиги джамаат», «Алля-аят» и другие. Определить приверженность человека к деструктивному религиозному течению могут компетентные теологи и специалисты в религиозной сфере.
– Каких еще сфер общественной жизни коснутся изменения в законодательстве?
– Это сферы образования, госслужбы, а также административного законодательства. Так предприняты меры по получению теологического образования за рубежом. Не секрет, что некоторые молодые люди самостоятельно выезжают за пределы Казахстана и получают религиозное образование. Хотя Духовное управление мусульман Казахстана извещает о том, что нашим абитуриентам нужно получить направление ДУМК для поступления в рекомендованные вузы, где изучается ислам традиционного для Казахстана направления.
Принятие изменений в законодательство предполагает наличие условий для получения религиозного образования за рубежом. Есть сомнительные теологические учебные заведения, например, в Саудовской Аравии, где дают религиозное образование шиитского толка, не являющееся традиционным для Казахстана. Религиозное образование традиционного толка можно получить и у нас в стране.
На территории нашей республики действует теологический университет «Нур-Мубарак» египетской исламской культуры и 9 медресе. Одно из медресе находится в Уральске. Сегодня, как известно, в Казахстане имеется проблема, нехватка теологов.
Согласно новому законопроекту, теперь, для того чтобы поступить в религиозное учебное заведение, нужно получить первое образование с присвоением степени бакалавра на территории Республики Казахстан, а для получения послевузовского религиозного образования отправиться за рубеж, но при этом получив направление от ДУМК. Это очень важная мера.
Также изменения направлены на регламентацию поведения госслужащих и работников бюджетных организаций. Имели место факты, когда госслужащие, занимавшие руководящую должность, заставляли своих подчиненных придерживаться какой-либо религии, что является незаконным. В законопроекте предусмотрено три важных момента: госслужащий не вправе использовать служебное положение и связанные с ним возможности в интересах религиозных объединений, не имеет права принуждать других к участию в деятельности религиозных объединений, не имеет права быть учредителем или инициатором религиозного объединения.
Параллельно с этими моментами вводятся изменения в Закон «О государственной службе» РК. Почти аналогичные требования будут предъявляться и к работникам бюджетных организаций, которые также существуют на государственные средства, с тем лишь нюансом, что бюджетникам разрешается быть учредителями и инициаторами религиозных объединений.
Кроме того, планируется упрощение деятельности религиозных объединений. У нас в Казахстане существует три вида религиозных объединений: республиканское, региональное, местное. Упрощение касается региональных религиозных объединений. Если раньше, по закону, чтобы создать региональное религиозное объединение, нужно было набрать 500 человек данной конфессиональной принадлежности из двух или более областей, то, согласно текущему законопроекту, 500 человек можно будет набрать в одной области из представителей двух и более религиозных объединений. То есть, религиозным объединениям для создания и регистрации на региональном уровне не нужно искать соверующих в других областях.
Также законопроектом предусматривается гуманизация административных санкций. То есть, рассматривается такое наказание, как официальное предостережение, для таких административных правонарушений, как несоблюдение запрета на ношение в общественных местах религиозной одежды, препятствующей распознаванию лица, нарушение требований к проведению религиозных обрядов, а также участия несовершеннолетних в деятельности религиозных объединений. Это основные изменения, которые коснулись религиозного законодательства. Мы считаем их весьма актуальными, потому что они учитывают интересы населения.
В 2016 году в Алматы, Актобе произошли теракты, что вызвало сильное волнение граждан. Нам необходимо понимать, что те, кто совершили данные теракты – это не пришельцы извне, а наши сограждане, чьи-то братья, сыновья, родственники, которые по ряду причин встали на путь радикализации. И они должны отвечать за свои действия по Закону Республики Казахстан, которая признает себя правовым и светским государством. Вместе с тем правовое поле может и должно изменяться, потому что жизнь не стоит на месте, и общественное отношение также меняется. Мы считаем, что изменения, которые коснулись религиозного законодательства, являются велением времени, они направлены на обеспечение стабильности в обществе и на предотвращение таких негативных явлений, как религиозный экстремизм и терроризм. Поскольку Казахстан является светским государством, то мы, его граждане, обязаны соблюдать его законы, независимо от религиозной принадлежности.
– Насколько известно, было также предложение внести в законопроект такую меру, как штраф за отказ от прививки по религиозным соображениям. Ожидать ли обществу введения этой меры?
– Да, изначально хотели внести требование, чтобы родители несли правовую ответственность за отказ от вакцинации по религиозным соображениям. Но по линии Министерства здравоохранения это предложение было отклонено.
Потому что, согласно международным пактам и документам, прививка является добровольным делом, то есть человек сам решает, принимать или не принимать вакцинацию. Бытует мнение, что отказ от прививок происходит только по религиозным соображениям. Но, как удалось выявить в ходе наших встреч с представителями разных конфессий, на самом деле ситуация в данном ключе другая. Для многих представителей населения, независимо от вероисповедания, мотивацией отказа от прививок являются не религиозные воззрения, а вопросы по качеству вакцины и опасения за здоровье ребенка после прививки. Сейчас в интернете в широком доступе есть материалы, пропагандирующие отказ от прививок и формирование иммунитета естественным путем. И, как правило, многие родители отказываются от прививок на этой информационной волне, а не по причине религии, потому что большинство представленных в интернете материалов освещают вакцинацию в негативном ключе. Я думаю, здесь нужна широкая информационно-разъяснительная работа совместно с представителями медицинских организаций, потому что в настоящее время отказ от прививок связан не с религиозными убеждениями, а с личным мнением граждан.
– Повлияет ли принятие обсуждаемого законопроекта на ситуацию, когда родители отказываются соблюдать светскую форму одежды для своих детей-школьников, тем самым побуждая несовершеннолетних пропускать учебу?
– В начале учебного года в ЗКО было 162 девочки школьного возраста, которые посещали учебные заведения в платках. На сегодняшний день таких учениц осталось 5. То есть, работа специалистами велась, и были приняты меры, благодаря которым мы достигли подобного снижения учащихся, не соблюдающих светскую форму одежды. Есть законодательство, регламентирующее аспекты пребывания учащихся в общеобразовательном заведении, в том числе и внешний вид. Кроме того, в КоАП РК предусмотрена мера наказания за несоблюдение требований законодательства. Родители, чьи дети посещали школу в неподобающем виде, были оштрафованы. В целом, я считаю, если законопроект будет принят, он однозначно улучшит религиозную ситуацию, потому что у государства появятся новые рычаги регулирования религиозных отношений.
– Какова религиозная ситуация по области в целом?
– На сегодняшний день она устойчива. Наше главное достижение – отсутствие межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Мы провели социологическое исследование, 86% граждан характеризуют религиозную ситуацию как стабильную. Прошлогодние судебные процессы, например, над Абдухалилом Абдужаббаровым, он же «шейх Халил», приговор восьми жителям Жангалинского района, осужденных по обвинению в «создании и участии в деятельности террористической группы», «пропаганде терроризма» и «подготовке к теракту», также оказали влияние на формирование общественного мнения о религиозной обстановке. У нас есть проблемные вопросы в религиозной сфере, по ним ведется работа, осуществляется контроль. В настоящее время на территории нашей области работает 76 религиозных объединений, представляющих 9 конфессий. Для сохранения межконфессионального согласия мы проводим различные мероприятия, заседания Клуба руководителей религиозных объединений, ежегодно отмечается День духовного согласия. В 2017 году мы провели 4039 мероприятий с охватом более 200 тысяч человек – круглые столы, семинары-тренинги, встречи, акции, флешмобы, разноформатные мероприятия. Мы стараемся учесть пожелания людей и современные технологии. Проводим мероприятия, направленные на конкретные фокус-группы, например, семинары-тренинги, где в ходе упражнений на безопасной территории знакомим участников с методиками вербовки в нетрадиционные религиозные течения. Таким образом, в дальнейшем люди могут распознать вербовщиков и противостоять им. Работа со СМИ также для нас важна, в прошлом году было опубликовано более 4000 материалов, из них 1267 статей, 763 телевизионных и радиосюжетов. Мы усилили работу в соцсетях, так как этим ресурсом активнее всего пользуется молодежь, которая наиболее подвержена радикальным влияниям. Помимо местных специалистов, в рамках проекта были привлечены иногородние специалисты республиканского уровня. Это члены республиканской информационно-разъяснительной группы, специалисты-теологи Еркебулан Каракулов, Бауыржан Отарбаев, Сансызбай Шоканов, Акбобе Тлегенова. По линии христианства специально был приглашен настоятель кафедрального Свято-Никольского собора города Алматы, протоиерей Валерий Захаров. Кроме того, были привлечены доктора психологических наук Куралай Алина и Наталья Фесенко.
– Благодарю за беседу!