Обществу жизненно необходимо реагировать на угрозы и риски — Бахытжан Сатершинов
Доктор философских наук, профессор, председатель ОО «Конгресс религиоведов Казахстана» Бахытжан Сатершинов пояснил механизм профилактики религиозного радикализма в свете реформирования законодательства в сфере религии.
{jcomments on}
Первоочередной задачей современного государства является сохранение гражданского мира и согласия в обществе в целях обеспечения национальной безопасности, являющейся гарантией его нормального функционирования.
Важным компонентом обеспечения национальной безопасности поликонфессионального Казахстана выступают система правового регулирования государственно-конфессиональных отношений, а также наличие адекватной системы государственно-правовой политики, направленной на профилактику религиозного радикализма и противодействие религиозно-политическому экстремизму и терроризму.
В международном, как и казахстанском экспертном сообществе не сложилось единого мнения о содержании такого понятия, как «религиозный радикализм». Часто понятия «радикализм» используется в смысловой связке с «экстремизмом» и они нередко воспринимаются как синонимы. Однако, по мнению специалистов, между этими понятиями есть разница. Экстремист в отличие от радикала всегда готов на решительные действия. То есть, каждый экстремист является радикалом, но не всякий радикал является экстремистом.
В действующем законодательстве Казахстана отсутствует определение религиозного радикализма. В вынесенном на широкое общественное обсуждение законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений», разработанном Министерством по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан предложено дополнить подпункт 4 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» (от 11 октября 2011 года) следующим определением: «религиозный радикализм — крайняя, бескомпромиссная приверженность религиозным взглядам и вероубеждениям, направленная на решительное, коренное изменение существующих общественных институтов путем навязывания и распространения иным лицам обязательного выполнения религиозных предписаний и догм». Юридические пустоты в определении религиозного радикализма и религиозного экстремизма присутствуют и в законодательстве других стран СНГ, таких как Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан, где данные понятия упоминаются лишь в общем контексте без дефиниций. Понятие «религиозный радикализм» охватывает в целом социальное явление, действия участников которого распространяются на других лиц.
Общественный вред, возможно, вытекающий или связанный с проявлениями религиозного радикализма вполне охватывается нормами Уголовного Кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, законов Республики Казахстан «О противодействии экстремизму», «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».
Так, радикализм охватывается дефиницией статьи 1 Закона РК «О противодействии экстремизму» в части определения понятия «религиозный экстремизм», означающим: «организация и (или) совершение физическим и (или) юридическим лицом, объединением физических и (или) юридических лиц действий, преследующих следующие экстремистские цели: разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан (религиозный экстремизм)». Наказание за религиозный экстремизм осуществляется согласно статье 174 Уголовного Кодекса Республики Казахстан. Наказания за нарушение законодательства о религиозной деятельности и религиозных объединениях предусмотрено статьями 489, 490 КоАП РК.
Также в законопроекте предложено дополнение подпункта 4 пункта 8 статьи 3 действующего Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», в котором утверждается, что в соответствии с принципом отделения религии и религиозных объединений от государства государство «способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями, не допускает проявлений религиозного радикализма и противодействует экстремизму».
Профилактика и противодействие распространению идей среди населения псевдорелигиозных и радикальных организаций и течений, подрывающих национальную безопасность, конституционные основы светского государства и способствующих радикализации отдельных групп населения является одной из важнейших задач, стоящих перед государством и всего обществом. В целях формирования и распространения среди граждан принципов гуманизма, идей толерантности и духовного единства казахстанского общества, а также обеспечения государственно-конфессионального и межконфессионального согласия в Республике Казахстан при Комитете по делам религий создана и действует Республиканская информационно-разъяснительная группа по вопросам религий в количестве 90 человек. В составе группы: депутаты Мажилиса Парламента, известные общественные деятели, представители научно-экспертного сообщества, государственных органов и организаций. На местах при региональных управлениях по делам религий действуют 249 местных информационно-разъяснительных групп, в которые вошли 3496 человек.
Основной целью работы информационно-разъяснительных групп является формирование у населения, у всех слоев общества адекватного понимания государственной политики в сфере религии, направленной на упрочение светских устоев государства, поддержание государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений. А также профилактика религиозного радикализма посредством своевременного информирования населения о деятельности организаций, наносящих вред общественной, личной и государственной безопасности под прикрытием религиозных, образовательных, благотворительных, коммерческих и иных целей.
Глава государства Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства» подчеркнул: «Государство и граждане должны единым фронтом выступить против всех форм и проявлений радикализма, экстремизма и терроризма».
Для обеспечения конфессиональной безопасности обществу жизненно необходимо своевременно реагировать на специфические угрозы и риски, возникающие в данной сфере, учитывать все социокультурные, этнические, собственно религиозные и геополитические факторы, особенности духовно-культурного и исторического наследия нашей страны.