Кто защитит наших умерших?

В 2008 году общественный резонанс получила трагическая гибель жительницы костанайского пригородного поселка Альжанка. Женщина покончила с собой, без матери остались четверо детей. Как уверяли тогда родственники, причиной самоубийства стала секта «Ата жолы» («Путь предков»).

После ее смерти деятельность этой секты в Казахстане была официально запрещена, состоялось несколько судебных процессов, на которых ее руководители обвинялись в мошенничестве и незаконном целительстве. Несмотря на запрет, это оккультное течение продолжает работу во многих регионах Казахстана, в том числе и в нашей области.

Взяться же за перо меня заставила довольно серьезная причина – защита наших умерших на кладбищах от сектантов и лжецелителей. Но обо всем по порядку.

Недели две назад встретил свою знакомую. После обоюдного расспроса о житье-бытье она мне рассказала, что в составе довольно приличной группы людей совершила поклонение душам (аруахам). Ездила она по якобы пяти святым местам нашей области. Организовала эту поездку всем известная секта «Акку». Я и раньше слышал от разных людей об этой запрещенной организации, потому и попросил знакомую рассказать подробнее.

Мой неподдельный интерес к этому вопросу был вызван следующей причиной. Пять лет назад моя дальняя родственница, жительница города Кокчетава, тоже попала в сети этой секты. Поддавшись влиянию аккуовцев, она забросила семью, отдавала все деньги секте для ритуалов и совершения неоднократных поездок по святым местам Туркестана и Сайрама. Словом, чуть не лишила семью всего имущества.

Но вернемся к моей знакомой. Оказывается, в эту организацию ее пригласила давняя подруга. «Но какова была причина твоего паломничества?»– поинтересовался я. И услышал в ответ: «Ты же знаешь, у меня больные ноги, да и в семье не все благополучно. Вот по совету подруги и решила съездить на могилы святых. Да и деньги не ахти какие большие – 3000 тенге с человека».

Дальше я у нее спросил, как проходила эта поездка. И услышал следующий рассказ:

– Мы выехали рано утром на трех микроавтобусах, было нас человек 25. Руководителями поездки были супруги– аккуовцы Болат и Гульзира. В течение всего дня мы посетили пять могил в Костанайском, Федоровском и Алтынсаринском районах. На могилах супруги читали дуа (молитвы ) и просили у аруахов (душ умерших ) для нас и наших детей здоровья, успехов, удачи и счастья. Гульзира всю дорогу повторяла: «Все зависит от вас . Аллаху нужна только ваша вера. Ваши богатства ему не нужны». На последней могиле, это было уже вечером, прямо у оградки, супруги посадили нас всех кругом. Затем по одному выводили в его центр, и Гульзира громким голосом, почти выкрикивая, говорила: «Биссмилля, биссмилля, биссмилля – Нургуль, вставай. Дух этого умершего, услышь нас, дай Нургуль всего, что она пожелает. Аллах акбар». После чего она стукнула меня по спине несколько раз плеткой-камчой. Затем мы все сели за дастархан и ели бешбармак и пили чай. На том кладбище была небольшая постройка из самана, в виде летней кухни, а в ней посуда, нужная утварь, корпешки. Когда мы уезжали, было уже темно. На могилу приехала другая партия, человек 15, но уже с ночевкой, и они начали резать жертвенного барана.

Я спросил у своей знакомой, знает ли она, что шуметь и совершать другие деяния, кроме чтения молитвы за усопших, на кладбищах нельзя. Она ответила, что нет, и сразу поинтересовалась, не совершила ли она грех и что ей теперь будет.

С этим ее вопросом я потом обратился к имаму областной мечети, рассказал ему услышанную историю. Имам ответил, что по исламу взывание не к Аллаху, мольба не к Аллаху – большой ширк, то есть грех. Это путь к многобожию. Кроме этого, к ширку относятся таваф (обход) вокруг идолов; освещение могил и разжигание над ними светильников; постройка любых сооружений, за исключением ограждений могилок; колдовство; любые виды гадания (карты, бобы и др.); вера в предсказания, астрологию и приметы.

– А как нужно совершать зиярат умерших? – спросил я у имама.

– Кладбища следует посещать, чтобы они напоминали о смерти, или же для обращения с мольбой за умерших мусульман. Все остальные деяния на кладбище – это будет ширк.

– А может ли духовенство как-нибудь привлечь к ответственности этих аккуовцев за то, что они беспокоят усопших? – спросил я у имама .

– Нет, потому что любые деяния на кладбище, кроме отпевания усопшего при его похоронах, не входят в сферу деятельности нашего имамата, – ответил имам.

Он рассказал мне, что «Акку» является отростком «Ата жолы». Атажоловцы собирают людей и возят их по могилам предков. Они якобы могут разговаривать с духами умерших и дают паломникам благословение. Вся их деятельность имеет мистический уклон, хотя атажоловцы преследуют благие цели: человек не должен пить, курить и играть в карты.

Основными источниками финансирования течений «Ата жолы» являются обязательные денежные вложения самих последователей. Принципы финансирования схожи с «финансовыми пирамидами», так как каждый член течения должен привести с собой новых последователей.

Методы «исцеления» «Ата жолы» невозможно отнести к народной медицине. «Лечение» производится молитвами на могилах. Ушлые ребята действуют по принципу: чем наглей обман, тем лучше верят. В общем, идет жестокая борьба за человеческие души.

Я слушал его и думал о себе. Я по национальности казах. И знаю, что в характере моего народа есть много хороших качеств. Но в то же время мы, казахи, больны дремучим невежеством – поклонением духам предков, слепым верованием всяким целителям, ясновидящим и прочим шарлатанам. Я специально назвал это словом «дремучесть».

Поклонение святым и умершим есть и у других народов. Но у нас оно имеет особую, я бы сказал искривлено-уродливую форму. Мы готовы возвеличивать давно умершего предка до ранга святого только за то, что он когда-то совершил хадж в Мекку. Мы готовы построить самый высокий и крутой надгробный памятник-мазар, мотивируя: чем я хуже другого казаха? Мы строим дома-ночлежки, если это можно назвать домом, прямо у могил умерших, чтобы там коллективно совершать обряды, есть и ночевать. Нашей дремучестью (невежеством) пользуются в большинстве своём люди, которые хотят разрушить наше общество, и просто мошенники, желающие нажиться на комплексах и проблемах людей. Эта самая наша казахская дремучесть привела к тому, что только у нас некоторые наши казахи еще при жизни возвели себя в святые, типа Сары Аулие, Кыдыр Аулие (Ата) из Актобе (в миру Жакарыс  Енсепов), «Аят» «Кораниты», «Акку», «Аксункар» и другие. Да что там аулие (святой), это же для нас мелковато. Я объявляю себя «Богом и Создателем» (АстагфирулЛах) – решил Фархат Абдулаев,основатель течения «Алля-Аят», шофер из поселка Чунджа Алматинской области. И мой духовно голодный (религиозно неподготовленный) народ повалил валом к этим новоявленным спасителям душ искать у них физического и духовного исцеления А они их прямиком и небескорыстно – в ширк.

Развелось у нас «ширкачей» хоть пруд пруди. Одна «ширкачка» по имени Алия-вещая всенощно по телевизору обещает, что вылечит любого дистанционно, только позвоните по такому-то телефону. Если ей позвонить, она, конечно, вам не ответит, но ваши денежки (единички) упадут к ней на специальный счет. А одета она, как подобает мусульманке – и платок на голове, и четки рядом с какими-то книгами лежат, и произносит она непрерывно слова из Корана, типа биссмилля, биссмилля, биссмилля вперемежку с заученным текстом. Дескать, я посылаю вам энергию, а вы вылечивайтесь.

Другой «ширкач» из одного южного района Костанайской области пошел еще дальше. Он могилу одного давно умершего праведного мусульманина считает чуть ли своей вотчиной. Никого на нее не пускает, включая местных священнослужителей, забирает все денежные пожертвования прихожан себе и занимается лечением. Лечит он людей следующим методом: ночью над могилой умершего зажигает масляную лампу (ширак), больных, не могущих забеременеть женщин он кладет на всю ночь чуть ли не на могилу и просит духа умершего помочь такой-то больной.

С вечера паломники режут жертвенного барана. Воду берут из колодца, который находится недалеко. Кровь, внутренности животного закапываются рядом с кладбищем. Близко с могилой усопшего самостроем, из подручных материалов, построен домик-ночлежка. Там же находится посуда. Мясо жертвенного барана готовят на дровах в казанах. Приготовленное посетители едят руками из одной чаши, после пьют чай. Когда непогода или прохладно, «паломники» ночуют, ложась на корпешки. Вокруг и внутри нее полная антисанитария. А если, не дай бог, кто-то занесет инфекцию? Кто окажет первую медпомощь, ведь до ближайшего населенного пункта 60 километров, а сотовая связь не всегда работает.

У Абая есть такие слова: «О казахи, мой бедный народ», а я бы добавил: «Нет тебе мира и покоя даже на том свете…»

В Казахстане есть Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Только согласно ему «запрещены богослужения, проведение религиозных обрядов, церемоний и собраний на территории и в зданиях государственных учреждений». В нем нет и слова про кладбища и места захоронений. Если даже родственник умершего обратится в правоохранительные органы для защиты его покоя от какой-либо секты или группы людей, то, уверен, ему ответят: шум на кладбище – это не преступление и оно не подпадает под статью 275 УК РК «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения», потому что в вашем случае нет надругательства как такового, и мы вам отказываем в возбуждении уголовного дела. Даже если и возбудят, то это будет очень длительный процесс – нужна куча свидетелей, выезды на место преступления и т.д.

Пойдем дальше. Сегодня казахстанскому обществу прививают принцип толерантности, мы должны быть терпимы, говорят. Но по поводу описанной мною проблемы я не хочу быть толерантным. Почему мы должны терпеть это безобразие? Я хочу, чтобы наших умерших просто оставили в покое. Разве это для них много?

И что же дальше, спросите вы. Безвыходная ситуация? Выход есть, это опыт Пакистана. В главе XV Уголовного кодекса этой страны содержатся разделы о преступлениях, связанных с религией. Вот некоторые из них: § 295-A «Злонамеренные действия с целью вызвать негодование верующих любой религии через оскорбления религии и её верований»; § 297 «Незаконный вход на кладбища».

Если бы в нашем законодательстве была норма – «Незаконный вход на кладбища», то любой секте или даже отдельному целителю было бы непросто организовать ширк-тур. Зная, что последует наказание, эти многочисленные спасители душ и тел потеряли бы желание проводить на наших кладбищах свои целительные и другие ширк-ритуалы. И умершие наконец– то, обрели бы долгожданный заслуженный мир, вечный покой и благословение Всевышнего.

«Костанайские новости»

http://kstnews.kz/news/society/v_poiskah_istiny/kto_zawitit_nashih_umershih/

Добавить комментарий

Задать вопрос
Форма заявки

Ответ на Ваш вопрос будет опубликован в разделе "специалисты отвечают" и выслан на Ваш email.
Администрация сайта гарантирует, что введенные данные(email) будут использованы только в целях уведомления Вас об ответе специалистов и ни при каких обстоятельствах не будут преданы огласке или переданы третьим лицам.
Оставьте свой контактный номер и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

  1. Ваше имя (обязательно)
  2. Email Адрес (обязательно)
  3. Ваш телефон
  4. Ваше сообщение

×