Деструктивные культы: что должны знать родители?
Большинству людей не понять, почему другие так легко идут на поводу у сектантов вступают в сомнительные религиозные группы и остаются там долгое время. На самом деле ответ прост: сектанты тонкие психологи и всегда найдут слабое место. Уж если взрослые так легко попадают под влияние, то, что говорить о детях.
Все мы ищем любовь, понимание, поддержку. То же самое нужно и нашим детям. К сожалению, они не всегда это находят в семье. Родители заняты зарабатывание денег, и неизвестно, кто окажется рядом и ответит на важные мировоззренческие вопросы, которые в определенные моменты волнуют молодежь: в чем смысл жизни и страданий, почему болеют и умирают дети, почему в жизни так много несправедливости, что будет со мной после смерти? Порой детям кажется, что родители их не понимают, подвергают критике, недостаточно любят, не всегда оценивают достижения или чрезмерно опекают и контролируют. Когда человек впервые попадает в религиозную общину, его окружают заботой и вниманием, там он находит духовных братьев и сестер. Постепенно поощряется изоляция в общине, разрыв родственных и социальных связей, происходит смена интересов, круга общения. В сознании формируется образ духовной семьи, а по отношению к настоящей семье внушается неприятие, особенно, если родители препятствуют посещению собрания. Есть и другие причины, по которым подростки могут стать добычей псевдорелигий: перенесенный эмоциональный кризис, к которому приводят такие события, как смерть близких людей, несчастная любовь, болезни, поиск смысла жизни или просто любопытство. Сегодня попасть в секту можно при полном отсутствии религиозности. Вербовочные технологии маскируются под обучающие курсы (повышение квалификации, бизнес тренинги, тренинги личностного роста и психологического развития, изучение иностранных языков, обучение игре на музыкальных инструментах), оздоровительные услуги (йога, медитация, паломничество по святым местам, сеансы исцеления), культурно-досуговые мероприятия (тематические дискотеки, молодежные лагеря, благотворительные акции).
Обратите внимание, если у Вашего ребенка:
1. Изменились интересы. Он меньше интересуется семейными делами, стал равнодушен к общению с друзьями.
2. Изменилось поведение. Человек неадекватно или агрессивно реагирует на повседневные, привычные дела.
3. Изменилась речь. Возможно, вы обнаружите, что он использует новые для него не характерные выражения, словечки, термины. Доказывая что-либо, часто цитирует религиозные тексты.
4. Изменились привычки. Придерживается необычного для него режима питания, изменил стиль в одежде. Много времени уделяет чтению книг, просмотру сайтов, а также усердно занимается медитациями или чтением молитвенных текстов.
5. Изменились денежные траты. Происходит неоправданное увеличение денежных затрат при отсутствии покупок.
Что делать если ребенок попал в секту
Вытащить человека из секты без помощи близких людей практически невозможно. Родителям необходимо восстановить утраченный эмоциональный контакт: позитивно общаться, быть рядом, но исключить тотальный контроль и категоричность. Нужно попытаться вместе понять и устранить те причины, которые привели его в секту. Надо это делать деликатно, с большим терпением и настойчивостью. Следует готовить его любимые блюда, говорить об общем прошлом, вместе смотреть фотографии, фильмы из детства, вспомнить, что он когда-то любил, чем занимался. Если ребенок говорит нам о нравах в секте и предлагает нам свою новую религию, не критикуйте его. Когда ребенок закрывается в комнате и медитирует, предлагайте совместную прогулку, отдых на природе, другие виды совместной деятельности, которые приносят радость. Старайтесь малыми шагами вернуть его в реальную жизнь. Если видите что-то положительное в ребенке, например его улыбку, попытку быть опрятным, — скажите ему об этом. Дайте ему понять, что он для вас является ценным, не употребляйте слова «секта». Сотрудничайте с психологом по вопросам сект, он поможет вам понять вашего ребенка и будет сопровождать вас в длительном процессе борьбы за своего ребенка. Никогда не теряйте надежды.