Война в голове, или Особенности личности террориста

Война начинается не с выстрела из автомата. Сначала она рождается в голове и только потом приобретает физическую форму. Это в первую очередь борьба идеологий.Подробнее: http://kstnews.kz/newspaper/525?node=39042Любое копирование материалов сайта разрешается только с активной ссылкой на материал с согласия администрации сайта. Использование авторского материала разрешается не более 30%.

Пенитенциарная система

Однако ошибочно полагать, что это только религиозные идеологии. Если экстремистская группа ставит перед собой цель – власть и деньги, то она, однозначно, имеет политический контекст. А подготовка адептов идет с помощью психологической техники манипулирования сознанием. После профессиональной обработки перед вами другой человек. Он готов лицемерить, грабить, убивать, если это выгодно организации. Места лишения свободы этого не меняют.

Региональный директор PRI (Международной тюремной реформы в Цельностальной Азии) Азамат Шамбилов отмечает, что места лишения свободы стали благоприятной вербовочной средой для приверженцев насильственного экстремизма, в связи с чем работникам исправительных учреждений и органов УИС необходимо обладать достаточными профессиональными знаниями и умениями в данной сфере.

В рамках прошедшего в Астане Национального форума по вопросам радикализации заключенных и противодействия насильственному экстремизму в тюрьмах Казахстана презентовано уникальное исследование личности террориста.

Исследование позволило раскрыть не социальный (пол, возраст, семейное положение, профессиональный статус), а психологический портрет людей, совершивших преступления на почве радикализации. Причем акцент сделан на качества, которые остаются неизменными в течение жизни – инстинкты и характер.

Анализу подверглось и мышление. Это позволило выявить, как эта категория лиц воспринимает себя, свой жизненный опыт, как они осуществляют критический выбор, проявляют чувство ответственности.

Характеристики

Оценку результатов проводила триада экспертов. В итоге были выявлены следующие характеристики.

1. В большей степени им свойственно деструктивное поведение: обвинение других, нежелание жить, поскольку все плохо, бесполезно и однотипно. Такую пессимистичную картину восприятия себя, бесспорно, может «украсить» радикальная идеология, которая прививается посредством внешней пропаганды.

2. У 82% людей этой группы слабо выражены мыслительные функции.

3. Изворотливость приводит к тому, что они не имеют границ допустимого, поэтому не представляют ту черту, которую нельзя переступить, не потеряв достоинства.

4. Для них естественно воспринимать другого человека как средство, которое может и должно удовлетворять их потребности.

5. Свой интеллект часто используют в целях манипулирования, шантажа, расчета и обмана.

6. Им характерно равнодушие к другим, безразличное отношение к критике, склонность к распространению слухов.

7. Часто стремятся к чрезмерному почтению и послушанию для того, чтобы понравиться другим и избежать наказания, то есть могут в условиях колонии притвориться исправившимися.

8. Им не свойственно быть организованными, поэтому они больше всех нуждаются в контроле и воздействии со стороны других. Пассивное отношение к происходящим событиям и деятельности – главная причина снижения их бдительности.

«Не подлежат изменению»

Такой вывод сделали эксперты. Потому что инстинкты и характерологические свойства (не путать с мыслительной деятельностью – о ней ниже) – врожденные и приобретенные в семье до семи лет. Среди характерных особенностей данной категории – сильное влияние религии. Низкий уровень мышления обусловлен в том числе контролем сознания со стороны идеологов экстремизма.

При этом человек чувствует себя вполне нормально и не понимает, что его искусственно отторгают от семьи, привычной социальной среды, работы, заставляют сосредоточиться на идее. Используя систему запретов в радикальной группе, создают условия для практически полной остановки мыслительных процессов за их ненадобностью. Таким образом формируется зависимый тип личности, движимый только эмоциями.

Где выход?

До недавнего времени многим грезилось, что тем самым ключиком к исправлению могут послужить представители традиционного духовенства. Действительно, они могут быть очень полезны, но только после того, как будут вновь запущены мыслительные процессы, особенно критическое мышление. На начальной стадии работы даже в рамках частичной реабилитации или дерадикализации (так называемого «перевода на умеренные позиции в религиозных воззрениях») уровень мышления людей, зараженных идеями насильственного экстремизма, не позволяет воспринимать суждения на высокие духовные темы.

Включение сознания – процесс долгий и трудоемкий. И должен в обязательном порядке сопровождаться профессиональными психологами, а в ряде случаях и психиатрами.

Юлия Денисенко, магистр социальных наук по специальности «Религиоведение», консультант по влиянию и противодействию социально-психологическому манипулированию в деструктивных группахПодробнее: http://kstnews.kz/newspaper/525?node=39042Любое копирование материалов сайта разрешается только с активной ссылкой на материал с согласия администрации сайта. Использование авторского материала разрешается не более 30%.

Добавить комментарий

Задать вопрос
Форма заявки

Ответ на Ваш вопрос будет опубликован в разделе "специалисты отвечают" и выслан на Ваш email.
Администрация сайта гарантирует, что введенные данные(email) будут использованы только в целях уведомления Вас об ответе специалистов и ни при каких обстоятельствах не будут преданы огласке или переданы третьим лицам.
Оставьте свой контактный номер и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

  1. Ваше имя (обязательно)
  2. Email Адрес (обязательно)
  3. Ваш телефон
  4. Ваше сообщение

×