Верховный Муфтий Казахстана: имамы такие же люди, как и все
В эту пятницу морозная столица Казахстана встречает делегатов из 22 стран Европы и Центральной Азии на Форум мусульманских ученых Евразии, Верховные муфтии и руководители религиозных организаций собираются в Астане, чтобы определить личностный облик единой общины — уммы.
{jcomments on}
Накануне этого события Верховный муфтий Казахстана Серикбай кажы Ораз в эксклюзивном интервью рассказал о том, как относится к поправкам в закон о религии и почему в райцентрах нет имамов с высшим образованием.
О платках и никабах
— Серикбай Ораз, поправки по вопросам религиозной деятельности в Казахстане предполагают запрет одежды, полностью закрывающей лицо. Почему, по вашему мнению, это верное решение?
— Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Никаб и паранджа не считаются традиционными одеяниями для мусульман, в Коране это не прописано. А вот ношение платка – это добродетель Ислама. Несколько лет назад Духовное управление мусульман Казахстана выпустило специальную фетву в отношении мусульманского платка.
— На западе страны некоторые родители выражали свое возмущение тем, что учебные заведения не пускают на занятия школьниц в хиджабе. Каково ваше отношение к этому?
— Этот вопрос в обществе обсуждался очень широко. Некоторым это вообще не было важно, но они продолжали вливаться в дискуссию, что называется, ради эксклюзива. Я считаю, что к этому нужно относиться с большим пониманием. Наше государство – светское. Но это не означает, что людям запрещается верить в Бога. Наоборот, светское государство должно в полной мере создавать все условия. В школе есть свои правила, нужно это понимать. Когда человек выезжает на дорогу, он ведь тоже соблюдает ПДД. Так и здесь. По шариату, мусульманка обязана носить платок с момента наступления созревания, с совершеннолетия. Это прописано в Коране. В последнее время были предложения о создании специальных школ, возможно, это поможет решить проблему. Но это уже не в компетенции ДУМК. Родители, которые ставят перед собой цель дать хорошее образование ребенку, должны отнестись к ситуации с пониманием, я считаю.
— Министр по делам религий и гражданского общества Нурлан Ермекбаев ранее озвучивал, что характерные бороды и укороченные брюки могут оказаться «вне закона». Получается, что приверженца деструктивного течения можно узнать по внешности?
— Насчет атрибутов было очень много спекуляций, неверных выводов сделано. В законе не прописано так, как вы именно это произнесли. Есть определение деструктивного течения. Можно только предположить, что длинная борода и короткие штаны могут быть одними из атрибутов представителя нетрадиционных религий. Конечно, нельзя это просто по внешнему виду определить. Надо провести с ним беседу. Вот я заметил, что молодежь отращивает бороду не сколько из-за религии, а столько из-за моды. Борода – это сунна (желательно, но не обязательно — прим). Но что делать с бородами у немусульман? Дело не в бороде и штанах, а в том, приверженцем каких идей этот человек является. Почему человек решил так одеваться? Конечно, это, наверное, и правильно, что пошла такая дискуссия. Но мы не можем отрицать, что эти атрибуты стали ассоциироваться с разными нетрадиционными течениями.
Защита прав атеистов
— В поправках к закону есть пункт: государственным служащим нельзя быть членами религиозного объединения? Это не нарушение свободы вероисповедания?
— Государственным служащим никто не запрещает ходить в мечеть в свободное от работы время. Если они хотят после работы помолиться, это не означает, что они члены религиозного объединения. Если вы помните, по закону 1992 года десять человек могли собраться и создать свое религиозное объединение. Тогда их просто появилось немереное количество. Потом этот момент убрали. Вы представляете, что члены одной только семьи могли состоять в разных таких союзах. По нынешнему закону, республиканское религиозное общественное объединение должно включать определенное количество человек, превышающее старые статистические данные. Приведением и выведением цифр занимаются определенные государственные органы.
— Поправки в закон попытаются защитить других незащищенных людей — это атеистов. Для чего нужна такая мера?
— Чтобы защититься от перегибов и радикализма. К примеру, есть человек, который принижает не разделяющего его религиозные взгляды. Для него тот, кто не читает намаз – кафир (неверный – прим.). Поэтому мы должны встать на защиту того, кто пока не встал на путь веры, не читает намаз и не практикует Ислам. Во времена пророка тоже ведь были приверженцы других религий, но он, говоря на современном языке, был толерантным. В одном из аятов указано: «Если бы Аллах хотел обратить всех в Ислам, он бы так и сделал». Но Аллах дал людям свободу выбора.
— А как проходит в стране дерадикализация граждан? Можно говорить о прогрессе?
— Могу сказать, что в лоно традиционного Ислама вернулись порядка 950 человек. Это неплохой результат. Надежда есть, значит. Мы многих знаем лично, с ними работаем. Количество прихожан в мечетях увеличивается с каждым годом. К каждому должен быть индивидуальный подход. Беседуем, отвечаем на вопросы, даем полезные книги. Если он нас не слушает, то откуда берет информацию? Через интернет. Поэтому на служителях религии лежит большая ответственность. И в то же время, они уязвимы. Деструктивная критика тому пример.
Критика, которая может сломать
— Насколько, по вашему мнению, казахстанские имамы компетентны в своей работе?
— Говорят, что имамы у нас необразованные. Парируют тем, что 30% из них имеют высшее образование, остальные закончили курсы и прочее. Но, сами посудите, кто у нас хочет после бакалавриата отправиться в аул? Вы хотите сказать, что у нас учителя рвутся в сельскую местность? Человек окончил медресе, проучился там четыре года. Этих знаний ему вполне достаточно для заместителя районного имама или муллы. У нас сейчас разрабатывается своя концепция. До 2020 года порядка 60% имамов будут иметь высшее образование. На данный момент около 1700 шакирдов обучаются в медресе-колледжах, еще 1 300 в университете «Нур-Мубарак». Всего нам на данном этапе будет достаточно трех-четырех тысяч выпускников. Значит, проблему с кадрами мы решим в скором времени.
— Недавно в соцсетях были распространены фотографии служителей мечети и голливудских звезд. Как вы отреагировали на это?
— Казахи говорят: «Пока критика не станет справедливой, недостатки не будут исправлены». Конструктив поддерживаем, но перегибать палку нельзя. В Коране говорится, что тот, кто не укажет на недостатки другого, получит милость Аллаха, который скроет его изъян. Осуждение, гайбат (злословие) – грех. Думаете, эти слова в Сети имамы легко перенесли? Кто-то начал наговаривать, мол «каждый на джипе, растолстели все». Бедные имамы даже толстеть боятся уже. Они такие же люди, как и все. Есть некоторые имамы в области, которые получают 35 тысяч тенге. Но они работают, относятся к этому с терпением. Все мы мусульмане, все мы должны относиться друг другу с пониманием. Критика, конечно, человека подстегивает, но крайности могут его сломать.