Без фанатизма
Руководитель РОО «Контртеррористический комитет», кандидат юридических наук, полковник Аманжол Уразбаев рассуждает о том, как повлияют кардинальные реформы в отношении прав женщин в Саудовской Аравии на религиозные взгляды в Казахстане {jcomments on}
Кардинальные реформы, которые в настоящее время проводятся в Королевстве Саудовская Аравия, вызывают живой интерес по всему миру. Мировые информационные агентства сообщают о процессе либерализации прав арабских женщин: от снятия запретов на вождение автомобиля, открытие бизнеса, посещение публичных мест и фитнес-клубов до службы в армии.
На фоне целенаправленного очернения ислама с привлечением мировых СМИ на протяжение последних 15-20 лет, в том числе когда «второсортность» женщин-мусульманок в арабских странах с подачи ортодоксальных салафитов, казалось бы, уже стала восприниматься как норма, эти новости стали настоящей сенсацией.
Сам процесс глобального реформирования запущен в Саудовской Аравии с апреля 2015 года, когда кабинет министров этой страны одобрил стратегическую программу «Saudi Arabia Vision: 2030» («Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030»).
Её представили как программу развития королевства, позволяющую стране стать образцом для всего мира. Как отмечают ее разработчики, «программа гарантирует равные права и свободы всем подданным королевства, а также предусматривает меры по вовлечению женщин в общественную жизнь».
К слову, единственное послабление в отношении женщин Саудовской Аравии принималось ныне покойным королем Абдаллой Бен Абдель Азизом в сентябре 2011 года. Тогда было разрешено женщинам принимать участие в выборах в местные советы.
С приходом к власти Салман Бен Абдель Азиз Аль Сауда, который вскоре объявил, что наследным принцем является один из его сыновей — Мухаммад бен Салман, начинается время отсчета кардинальных реформ в саудовском обществе, поддержанных целой плеядой креативных молодых политиков, так называемых «младоаравийцев».
Наследный принц Мухаммад бен Салман, инициатор и главный разработчик реформ, заявил, что «мы считаем, что гарантированные в исламе права женщины Саудовской Аравии не получили».
Его слова стали беспрецедентным вызовом салафитскому (ваххабитскому) духовенству, которое как известно, отводит женщине второстепенную роль во всех сферах жизни. Принц в публичном выступлении на конференции (октябрь, 2016 года) рассказал о жестком противостоянии с высшим религиозным духовенством, «которые искаженно трактуя ислам, блокируют предоставление женщинам прав, гарантированных исламом».
Между тем, эксперты отмечают, что слово «ислам» и производное от него «исламский» употребляются в тексте программы полтора десятка раз. Однако в документе подразумевается не ваххабизм, в настоящее время являющийся официальной религией Саудовской Аравии, а ислам «умеренный», т.е. «курс Саудовской Аравии – васатыйя» (араб. «васат» – без крайностей, середины» – прим. авт.)
Другими словами, не ограничиваясь глобальным реформированием экономики, политики, культуры, принц Мухаммад Бен Салман призывает вернуться к толерантному исламу, лишенному нетерпимости. При этом он подчеркивает, что «мы были раньше не такими. И мы сейчас возвращаемся к тому, на чем мы стояли, – к исламу, открытому всем религиям, традициям и народам. Мы хотим жить естественно – в соответствии с принципами нашей толерантной религии, с нашими добрыми обычаями и традициями».
Его заявление повергло в шок салафитское духовенство.
В понимании «младоаравийцев» возвращение к толерантному исламу, открытому миру, предполагает и борьбу против экстремизма. Они прекрасно осознают, что объектом этой борьбы является и саудовский ваххабизм.
На фоне таких позитивных новостей ещё более непонятным становится стремление псевдосалафитов копировать ортодоксальные заповеди в условиях Казахстана. Ведь вышеперечисленные права и свободы, которые как великое благо восприняты в саудовском обществе, испокон веков естественны для любой казахстанской женщины.
Более того, женщина в казахской степи всегда была свободна в принятии решения. Достаточно сделать небольшой экскурс в историю, чтобы убедиться в этом: от царицы Томирис до Маншук и Алии. А сколько знаменитых женщин воспето в казахских сказаниях и песнях? Не многие народы могут похвастаться подобным.
Однако сегодня, в XXI веке мы почти ежедневно читаем о десятках брошенных наших соотечественниц, которые не знают даже от кого из «братьев-салафитов» они родили детей. Приверженцы деструктивных течений, мотивируя сказками о «чистом исламе», на наших глазах превращают женщин в средство для утех, отрывая от общества, насаждая мракобесие ваххабизма.
Поэтому хотелось бы, чтобы позитивные реформы в отношении искоренения насильственного экстремизма, прикрывающегося религией, воплотились в реальность на родине ислама. Тогда и наши заблудшие адепты различных деструктивных течений смогли бы вернуться к чистой вере, вере Души и Сердца, которые наши великие предки пронесли сквозь века. Без фанатизма.