Религия или госслужба: чиновников в Узбекистане заставят выбирать?

«В Узбекистане активно обсуждаются последние решения властей, работающие на недопущение усиления радикальных исламистских вероучений»

Было или не было?

В Узбекистане активно обсуждается одно недавнее событие, случившееся во властных структурах, новость о котором официальные лица отнесли к разряду «непроверенной и ложной информации». Радио «Озодлик» (узбекская редакция «Радио Свобода»*) сообщило, что 10 сентября в кабмине прошло совещание под руководством премьер-министра Абдуллы Арипова и председателя службы государственной безопасности Абдусалома Азизова с участием глав государственных и общественных организаций. На нем якобы выражалась обеспокоенность по поводу «роста религиозной радикализации» в стране. Кроме того, по версии «Озодлик», глава правительства потребовал, чтобы чиновники выбрали «либо религию, либо госслужбу».

В кабинете министров Узбекистана опровергли эту информацию. Пресс-секретарь премьер-министра Бекзод Хидоятов заявил, что подробности о совещании с участием Арипова «интерпретируются неправильно». «Сообщения о том, что премьер-министр заявил должностным лицам, что им следует выбрать религию или госслужбу, совершенно не соответствуют действительности», — подчеркнул он.

В законе «О свободе совести и религиозных организациях» законодательно гарантируются свобода вероисповедания и религиозные убеждения граждан, указал Хидоятов.

Но все же если допустить, что подобные темы и в самом деле поднимались на заседании в кабмине, то это можно трактовать однозначно: власти всерьез обеспокоены ростом радикальных настроений. Реформы реформами, но возврата в 1990-е никто не допустит.

«Требуется соблюдать меру. В нашем учении женщинам не предписано закрывать лицо, носить черное, надевать перчатки… Превышение этих требований уже излишество, о котором мы говорим»

«У арабов своя одежда, у турок — своя, у узбеков — своя»

Новые законодательные инициативы, касающиеся исламской религии и инициированные государством, резкая активизация в информпространстве муфтия Узбекистана Нуриддина Холикназарова и других исламских авторитетов — все это говорит о том, что игра в демократию зашла далеко, пора принимать меры.

Пока власти в основном обходятся назидательными речами и наставлениями в исполнении духовного лидера мусульман Узбекистана. И это касается не только религии, но и различных вопросов духовно-нравственного характера, образования и воспитания. Напомним, что недавно именно муфтий одним из первых открыто и публично объявил о серьезных проблемах, назревших в системе школьного образования Узбекистана.

«Вместо обсуждения длины бород нам следует побеспокоиться об этом вопросе», — сказал тогда муфтий, имея в виду, что религиозные вопросы стали превалировать над светскими. А ведь совсем недавно ношение бороды в Узбекистане и вовсе находилось под негласным запретом. А теперь духовному лидеру приходится напоминать, что ее длина не должна превышать ширину ладони.

Тут же стоит добавить, что лишь в 2017 году в некоторых мечетях (в том числе в мечети Ташкента) был разрешен азан, несовершеннолетние получили возможность участвовать в религиозных обрядах, в декабре 2017-го новый президент Шавкат Мирзиёев амнистировал 763 заключенных «по религиозным мотивам».

Глава мусульман Узбекистана также призвал к умеренности, в том числе в ношении религиозной одежды. Холикназаров заявил, что ислам не требует от женщин полного закрытия лица и ношения черной одежды. «У арабов своя одежда, у турок — своя, у узбеков — своя», — сказал он. Муфтий также подверг критике излишества в религии. «Мы переусердствовали в культуре ношения [религиозной] одежды. Сформировалось мнение, что ислам подразумевает ношение определенной одежды и определенный внешний вид. Есть правило, оставленное нам нашим пророком. В исламе не принята определенная форма, это и невозможно, это не религия одной нации, это не религия одного климата», — отметил муфтий.

«Требуется соблюдать меру. В нашем учении женщинам не предписано закрывать лицо, носить черное, надевать перчатки… Превышение этих требований уже излишество, о котором мы говорим», — сказал Холикназаров.

Говоря иначе, духовный лидер мусульман как бы доносит месседж властей: «Да, мы вернули вам свободу совести, но это не значит, что в случае необходимости мы снова не закрутим гайки».

Постепенно ужесточаются и законы. В начале сентября депутаты Законодательной палаты приняли поправки к кодексам, устанавливающие ответственность за пропаганду многоженства и превосходства граждан на основе принадлежности к той или иной религии или нации, отрицание равных прав женщин и мужчин и ношение одежды, не позволяющей распознать личность.

В Узбекистане с 2018 по 2022 год 34 мужчины осуждены за многоженство. В первом полугодии текущего года по статье «Многоженство» УК привлекли четырех человек. Согласно статье 126 Уголовного кодекса, многоженство, т. е. сожительство с двумя или более женщинами на основе общего хозяйства, наказывается штрафом или исправительными работами до 3 лет, или ограничением свободы от 1 года до 3 лет, либо лишением свободы до 3 лет.

Тех духовных лиц, кто выступает «против прогресса», образцово наказывают. Так, месяц назад уволили настоятеля мечети Ташкента, который осудил использование программ кешбэка в торговле. В ответ управление мусульман Узбекистана указало на дважды выпущенные фетвы (богословские заключения), разрешающие использование кешбэка в процессе торговли.

«И вашим, и нашим»

На государственном флаге Узбекистана изображены полумесяц и 12 звезд. Но, согласно официальной трактовке, это вовсе не значит, что страна таким образом подчеркивает свою исламскую идентичность: полумесяц и звезды — символ безоблачного неба мира. Зеленая полоса — это также не цвет ислама, а «олицетворение благодатной природы страны».

Флаг был утвержден 18 ноября 1991 года, через два месяца после провозглашения независимости страны. В то время вчерашний первый секретарь ЦК КП Узбекистана и первый «советский» президент страны Ислам Каримов вел борьбу за власть, в декабре того года ему предстояло участвовать в первых «демократических» президентских выборах. В это время в районе Ферганской долины исламская оппозиция захватывала целые районы под свой контроль. Президенту Каримову прямо перед самыми выборами пришлось лично летать в Наманган, чтобы договариваться с восставшими исламистами. Сохранилось видео, где он обещает, что будет строить исламское государство. Конечно же, это было проявлением real politiks — тактическим ходом опытного функционера. Полумесяц и звезды на флаге — дань тем временам: «и вашим, и нашим».

Придя к власти и окончательно закрепившись на «троне», Каримов начал жесткую и беспощадную войну с радикалами. Ни о каком «исламском государстве» больше никто и не вспоминал. Эта тема для страны, пережившей серию терактов в 1999 году в Ташкенте, андижанские события 2005-го, была весьма и весьма болезненной. Внезапное усиление и рост популярности организаций исламских радикалов в середине 1990-х Каримов воспринял как личный вызов, угрозу своей власти, как что-то чуждое, завозное. Все эти движения были жестко подавлены, лидеры брошены в тюрьмы или уничтожены. На том же фоне резко испортились отношения с арабскими странами, Ираном и Турцией, которых Каримов подозревал в финансировании радикальных группировок.

На этой волне в 1998 году произошли и изменения в законодательстве. Например, за «вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации, а равно обучение их религии вопреки их воле, воле родителей или лиц, их заменяющих», можно было получить 3 года тюремного срока. «Нарушение правил проведения религиозных собраний, уличных шествий и других церемоний культа» наказывалось штрафом в размере от 50 до 75 минимальных размеров заработной платы, или арестом до 6 месяцев, или лишением свободы до 3 лет. За преподавание религиозных вероучений без специального религиозного образования и без разрешения центрального органа управления религиозной организации, а равно преподавание религиозных вероучений в частном порядке можно было также загреметь на стандартные 3 года.

Не будет ли ухода от принципов светского государства?

Ислам в Узбекистане имеет свои региональные особенности. Это явный крен в суфизм, поклонение могилам святых, почитание народных традиций и обычаев. В научной литературе такой ислам называют «обрядовым», или «традиционным».

При Каримове начался процесс религиозного возрождения с особым уклоном в так называемый традиционный ислам. Были возведены и реконструированы величественные мемориальные комплексы Имама Бухари и Мухаммада Накшбанди. Нынешний президент Мирзиёев продолжил начатое дело. В стране при поддержке государства развивается паломнический туризм, вовсю изучаются труды классиков исламской мысли – уроженцев Узбекистана.

В свое время большинство населения Узбекистана безоговорочно поддержало политику «закручивания гаек», проводившуюся ныне покойным президентом Каримовым. И многие с опаской восприняли политику либерализации в религиозной сфере. Не усилятся ли исламисты, не будет ли ухода от принципов светского государства?

Если заглянуть в книжный магазин в Ташкенте или любом другом городе в Узбекистане, то можно заметить, что не менее половины ассортимента составляют книги исламского содержания. Книгоиздательство в стране сугубо коммерческая история — издают лишь то, что пользуется спросом. Книги подобного рода расходятся на ура — об этом мне говорили знакомые книгоиздатели. Это говорит о том, что интерес к исламу высок.

Власти стремятся сохранить разумный баланс. Судя по всему, в настоящее время наблюдается определенный перекос и ситуацию пытаются выровнять мирными инструментами. Остается надеяться, что Узбекистан, как и прежде, будет оставаться очагом стабильности, безопасности и процветания в регионе.

Азат Ахунов

 

Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/607230

Добавить комментарий

Задать вопрос
Форма заявки

Ответ на Ваш вопрос будет опубликован в разделе "специалисты отвечают" и выслан на Ваш email.
Администрация сайта гарантирует, что введенные данные(email) будут использованы только в целях уведомления Вас об ответе специалистов и ни при каких обстоятельствах не будут преданы огласке или переданы третьим лицам.
Оставьте свой контактный номер и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

  1. Ваше имя (обязательно)
  2. Email Адрес (обязательно)
  3. Ваш телефон
  4. Ваше сообщение

×